СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профилактика профессиональной деформации педагогов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны способы профилактики профессиональных деформаций педагога

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профилактика профессиональной деформации педагогов"»

Профилактика профессиональной деформации педагогов

Профилактика профессиональной деформации педагогов

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья  педагога в образовательном учреждении. Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на новые образовательные стандарты обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе.  В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов , вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на новые образовательные стандарты обусловливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов , вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого явления: Высокую эмоциональную включенность в деятельность(34%) Жесткие временные рамки деятельности(26%) Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния(23%)

Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого явления:

  • Высокую эмоциональную включенность в деятельность(34%)
  • Жесткие временные рамки деятельности(26%)
  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния(23%)
Термин «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Под «ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЫГОРАНИЕМ » понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из важнейших задач психологических служб образовательных учреждений, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Термин «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Под «ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЫГОРАНИЕМ » понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из важнейших задач психологических служб образовательных учреждений, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

 Осуществление комплекса диагностических мероприятий.   Важным этапом работы по профилактике является осуществление комплекса диагностических мероприятий, в котором выделены следующие составляющие:  предварительная диагностика изучение личностных особенностей и психических состояни й получение обратной связи по результатам диагностики Первоначальное ориентировочное выявление лиц с признака­ми нервно-психической неустойчивости может осуществляться с помощью следующих методик  : личностный опросник FPI , методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования  ,модифицированная методика Т.П, Гавриловой «Незаконченные рассказы»  (выявление уровня эмпатии) . Методика К.Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессиональной деятельности),Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина. Подбор методик рекомендован В.М.Чернышовой , С. Ю. Лифановой (справочник педагога – психолога №4 2011 г.)

Осуществление комплекса диагностических мероприятий.

Важным этапом работы по профилактике является осуществление комплекса диагностических мероприятий, в котором выделены следующие составляющие:

  • предварительная диагностика
  • изучение личностных особенностей и психических состояни й
  • получение обратной связи по результатам диагностики

Первоначальное ориентировочное выявление лиц с признака­ми нервно-психической неустойчивости может осуществляться с помощью следующих методик : личностный опросник FPI , методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования ,модифицированная методика Т.П, Гавриловой «Незаконченные рассказы» (выявление уровня эмпатии) . Методика К.Замфир в модификации А.А. Реана (оценка мотивации профессиональной деятельности),Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) И. Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина. Подбор методик рекомендован В.М.Чернышовой , С. Ю. Лифановой (справочник педагога – психолога №4 2011 г.)

« ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ» В системе работы психологической службы гимназии имеется опыт использования методического обеспечения для учителей и школьных психологов  « ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ»,  разработанного в «Генезисе» на основе теста «Определение уровня субьективного контроля» на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Методическое пособие состоит из опросника и набора рекомендаций зависящих от степени «сгорания». Воспользоваться им  можно сомостоятельно, без помощи психолога.

« ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ»

В системе работы психологической службы гимназии имеется опыт использования методического обеспечения для учителей и школьных психологов

« ФЕНОМЕН СГОРАНИЯ»,

разработанного в «Генезисе» на основе теста «Определение уровня субьективного контроля» на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера.

Методическое пособие состоит из опросника и набора рекомендаций зависящих от степени «сгорания». Воспользоваться им можно сомостоятельно, без помощи психолога.

Фазы и симптомы стресса Рассматривая симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. Налицо все три фазы стресса. Нервное напряжение  -  отсюда неудовлетворенность, тревоги ,депрессии. Сопротивление-ограждение от неприятных впечатлений, экономия эмоций,  выборочное выполнение профессиональных обязанностей. Истощение- эмоциональный дефицит, психосоматические нарушения.

Фазы и симптомы стресса

Рассматривая симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. Налицо все три фазы стресса.

  • Нервное напряжение - отсюда неудовлетворенность, тревоги ,депрессии.
  • Сопротивление-ограждение от неприятных впечатлений, экономия эмоций, выборочное выполнение профессиональных обязанностей.
  • Истощение- эмоциональный дефицит, психосоматические нарушения.
Профилактика профессиональной деформации Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Использование тайм-аутов(отдых от работы). Овладение умениями и навыками саморегуляции. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Избегание ненужной конкуренции. Эмоциональное общение. Поддержка хорошей спортивной формы.

Профилактика профессиональной деформации

  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
  • Использование тайм-аутов(отдых от работы).
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование.
  • Избегание ненужной конкуренции.
  • Эмоциональное общение.
  • Поддержка хорошей спортивной формы.