СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Растрепанный воробей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Растрепанный воробей"»

К.Паустовский  «Растрепанный воробей»

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Проверка домашнего задания -Слушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой»

Проверка домашнего задания

-Слушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой»

1. Животные с перьями и крыльями – это… 2. Самая маленькая птица на Земле – … 3. Самая большая птица на Земле – … 4. Уши у птиц расположены по бокам головы и спрятаны под… 5. Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет … 6. Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют … 7. Единственное животное, покрытое перьями … 8. Перья птице помогают хранить неповторимую окраску и … 9. Птицы вырывают старые перья, там где растут … 10. Воробьи земле передвигаются прыжками из-за коротких …

1. Животные с перьями и крыльями – это…

2. Самая маленькая птица на Земле – …

3. Самая большая птица на Земле – …

4. Уши у птиц расположены по бокам головы и спрятаны под…

5. Народная примета гласит, что если воробей купается в песке, то будет …

6. Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют …

7. Единственное животное, покрытое перьями …

8. Перья птице помогают хранить неповторимую окраску и …

9. Птицы вырывают старые перья, там где растут …

10. Воробьи земле передвигаются прыжками из-за коротких …

Речевая разминка Я – веселый воробьишка, Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив, И пуглив, Чив-чив. Мне едою служат мошки, Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловилив, Суетлив. Чив-чив

Речевая разминка

Я – веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив-чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловилив,

Суетлив.

Чив-чив

  Воробей — это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый»)   Самец воробья отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. По ряду наблюдений, воробьи образуют пары фактически на всю жизнь.

  Воробей — это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый»)

Самец воробья отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы.

По ряду наблюдений, воробьи образуют пары фактически на всю жизнь.

  Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9-21 месяц.   Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека. Через 10 дней после вылупления птенцы воробья вылетают из гнёзда.

  Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9-21 месяц.

  Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками».

В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека.

Через 10 дней после вылупления птенцы воробья вылетают из гнёзда.

Купаясь в песке воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь. Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. Ну, а самый известный в России — памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге. Да-да, чижи тоже относятся к воробьиному роду.

Купаясь в песке воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.

Ну, а самый известный в России — памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге. Да-да, чижи тоже относятся к воробьиному роду.

Сегодня мы с вами будем читать рассказ К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Сегодня мы с вами будем читать рассказ К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине и бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине и бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень  много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий  рассказ.

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень  много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий  рассказ.

Во всех его произведениях - любовь к родной земле,  людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Во всех его произведениях - любовь к родной земле,  людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

На всю жизнь писатель запомнил слова отца : «Ты испытаешь в жизни много  значительного  и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До  конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.

На всю жизнь писатель запомнил слова отца : «Ты испытаешь в жизни много  значительного  и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До  конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.

слушать Чтение “Буксир”  Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.) - Кому удалось встретиться со мной на одном слове? 

слушать

Чтение “Буксир” 

Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? 

Чтение первой части С чего начинается сказка? Как зовут девочку? Как зовут нянюшку? Что вы узнал о родителях девочки? С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?

Чтение первой части

  • С чего начинается сказка?
  • Как зовут девочку?
  • Как зовут нянюшку?
  • Что вы узнал о родителях девочки?
  • С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?
Домашнее задание Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала (с.19)

Домашнее задание

  • Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала (с.19)
Ход урока 2 Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Это . Птица чёрная кружится, Не боится – к нам садится Поклевать мою еду: Вдруг не хватит макарон На прожорливых . ВОРОНА ВОРОН

Ход урока 2

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это .

Птица чёрная кружится,

Не боится – к нам садится

Поклевать мою еду:

Вдруг не хватит макарон

На прожорливых .

ВОРОНА

ВОРОН

Повторение Расскажите кратко, с чего начинается рассказ? Прочитайте описание зимнего вечера. Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима?» Чего ждала ворона за окном? Как Петровна узнавала. Что ворона была в комнате? Что чаще всего таскала ворона?

Повторение

  • Расскажите кратко, с чего начинается рассказ?
  • Прочитайте описание зимнего вечера.
  • Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима?»
  • Чего ждала ворона за окном?
  • Как Петровна узнавала. Что ворона была в комнате?
  • Что чаще всего таскала ворона?
Чтение второй части Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам. Торба – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади

Чтение второй части

  • Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.
  • Торба – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади
Выборочное чтение Где жила ворона? Что ей снилось по ночам? Кого однажды застала ворона в ларьке? Какое прозвище носил Пашкин дед? Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.

Выборочное чтение

  • Где жила ворона?
  • Что ей снилось по ночам?
  • Кого однажды застала ворона в ларьке?
  • Какое прозвище носил Пашкин дед?
  • Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
Вопросики Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? Кто подобрал Пашку? Как воробей оказался у Маши? Расскажите, как вел себя Паша в доме Маши.

Вопросики

  • Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке?
  • Кто подобрал Пашку?
  • Как воробей оказался у Маши?
  • Расскажите, как вел себя Паша в доме Маши.
Домашнее задание Дочитать текст до конца.

Домашнее задание

  • Дочитать текст до конца.
Ход урока 3

Ход урока 3

Речевая разминка Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …. ВОРОБЕЙ

Речевая разминка

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….

ВОРОБЕЙ

Чтение третьей части Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. Прочитаем что же было дальше.

Чтение третьей части

  • Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть.
  • Прочитаем что же было дальше.
И снова вопросики… Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик? Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? Какова была реакция домашних на это происшествие? Как повел себя Пашка?

И снова вопросики…

  • Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?
  • Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик?
  • Какова была реакция домашних на это происшествие?
  • Как повел себя Пашка?
Тест Как звали нянюшку Маши? А)Ивановна Б)Степановна В)Петровна 2. Мама Маши в театре: А)пела Б)играла В)танцевала 3. Мама готовилась танцевать: А)Снегурочку Б)Золушку В)Красную Шапочку

Тест

  • Как звали нянюшку Маши?

А)Ивановна

Б)Степановна

В)Петровна

2. Мама Маши в театре:

А)пела

Б)играла

В)танцевала

3. Мама готовилась танцевать:

А)Снегурочку

Б)Золушку

В)Красную Шапочку

4. Маленький букет цветов был сделан из: А)хрусталя Б)тонкого стекла В)толстого стекла 5. Папа должен был вернуться: А)весной Б)летом В)осенью 6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала: А)когда Петровна уйдет Б)когда Петровна уйдет и уведет Машу В)когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей

4. Маленький букет цветов был сделан из:

А)хрусталя

Б)тонкого стекла

В)толстого стекла

5. Папа должен был вернуться:

А)весной

Б)летом

В)осенью

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

А)когда Петровна уйдет

Б)когда Петровна уйдет и уведет Машу

В)когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей

7.Ворона жила: А)в ящике Б)в сарае В)в ларьке 8. Растрепанного воробья звали : А)Пашка Б)Васька В)Тишка 9. Воробья подобрал(а): А)милиционер Б)прохожий В)Маша

7.Ворона жила:

А)в ящике

Б)в сарае

В)в ларьке

8. Растрепанного воробья звали :

А)Пашка

Б)Васька

В)Тишка

9. Воробья подобрал(а):

А)милиционер

Б)прохожий

В)Маша

10. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы: А)отблагодарить Машу Б)отомстить вороне В)восстановить справедливость 11. Маша открыла форточку, чтобы: А)проветрить комнату Б)выпустить воробья В)посмотреть, как ворона протискивается в форточку 12. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда: А)Золушка потеряла туфельку Б)Золушка танцевала с принцем В)спектакль закончился

10. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:

А)отблагодарить Машу

Б)отомстить вороне

В)восстановить справедливость

11. Маша открыла форточку, чтобы:

А)проветрить комнату

Б)выпустить воробья

В)посмотреть, как ворона протискивается в форточку

12. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:

А)Золушка потеряла туфельку

Б)Золушка танцевала с принцем

В)спектакль закончился

Составьте рассказ о том, как проходил спектакль от имени мамы. Передайте чувства героев. Причитайте диалог мамы и дочери в конце текста. Как вы думаете, вы прочитали рассказ или сказку? Можно ли от радости плакать? Приведите примеры. Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии писателя? Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?
  • Составьте рассказ о том, как проходил спектакль от имени мамы. Передайте чувства героев.
  • Причитайте диалог мамы и дочери в конце текста.
  • Как вы думаете, вы прочитали рассказ или сказку?
  • Можно ли от радости плакать? Приведите примеры.
  • Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии писателя?
  • Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?
Домашнее задание Прочитать любой рассказ Паустовского.

Домашнее задание

  • Прочитать любой рассказ Паустовского.