Оценочная деятельность занимает ведущее место в формировании познавательного интереса. Она невозможна без формирования самооценки. Пожалуй, самыми важными вопросами в оценочной деятельности являются следующие: что оценивать, как оценивать, для чего оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать.
Просмотр содержимого документа
«Презентация « Развитие самооценки и оценивание в начальной школе»»
Развитие самооценки и оценивание в начальной школе
Проблема: дети приходят в школу с неразвитой самооценкой (так и должно быть)
- Одна из главных задач административной вертикали (+родители) – отслеживать и контролировать ход процесса (отметки)
- Одна из главных задач начальной школы – выстроить умение ребёнка адекватно и содержательно оценивать свою работу
Результат: ребенок различает
1 класс
- Я (безусловное принятие) и моя работа (требует оценки)
- Хорошо и плохо выполненная работа (по определённому критерию)
Ребенок гордится
- хорошо выполненной работой
Что такое «хорошо»? Критериальность. Оппозиция.
+
+
-
-
Базовое безусловное принятие
Все работы, некоторые работы, «специально сделанные» работы. С указанием авторства/без указания авторства
Технологии
1. Оценивание разных работ в общеклассной дискуссии
- Работы выставляются (чтение стихотворений, рисунки, письменные работы…)
- Учитель (а потом и дети) предлагает критерии (ЧТО в этой работе важно, обсуждается)
- Отслеживается доброжелательность, позитив, содержательность
Технологии
2. Выбор учеником того, что предъявляется «на оценку» (Что здесь для меня?)
+
+
Технологии
3. Критериальная самооценка
-
-
4. Отбор своих работ
5. Формирующее оценивание
Технологии
- Что запомнилось из сегодняшнего урока?
- О чём расскажете сегодня родителям?
- Что осталось непонятным?
- Зачем мы научились делать….?
- Кто знает, как воспользоваться….?
- Чьё выступление понравилось?
- Какой ряд сегодня хорошо поработал?
- Что нового сегодня узнали?
Один рефлексивный вопрос в конце урока.
Авторство
Родители. Обратная связь
Труд - пятёрки
Показать им возможности
Показать объективную картину –проверки и диагностики
- Четко прописанные формы оценивания
- Вписанные в журнал критерии оценивания каждой работы
Они не хотят знать, что их ребенок не догоняет
Они хотят гордиться успехами ребенка
Они не знают, чем могут помочь
2 класс – перелом. Отметка!
Ребенок умеет выбрать:
- Хороший (эффективный) способ действий из предлагаемых
- Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем
Необходимый результат:
- Время предъявления своего результата
Ребенок приучен
- сохранение предыдущих достижений
Как этого достичь в условиях ОТМЕТКИ?
1, 2,
3,
4, 5
Отметка должна работать на наши задачи!
Черновик-чистовик
Готов- не готов
Отметки. За что и сколько?
Проверочная работа (критерии и баллы обсуждаются/назначаются)
Выполнение ДЗ (сам факт)
Переделка проверенной работы с поиском и исправлением ошибок (в классе)
Предъявление на отметку выбранного из (по указ. уч.) фрагмента
Переделка работы с поиском и исправлением ошибок (дома)
4,5 с преобладанием 5
3,4,5 с преобладанием 4, 5
5 заданий – 5 баллов (1, 2 – min 2 балла)
3,4,5 с преобладанием 4, 5
2,3,4,5
1
1
2
1
2
Критерии!
Другие предметы (изо, муз., физ, техн)
- Выбрать для своего предмета формы оценивания из предложенного арсенала
- НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИЕ формы оценивания
Технологии
- Учитель оценивает только часть классной и домашней работы, выбранную ребенком (учитель может ограничивать поле выбора по своему усмотрению)
- Учитель предоставляет неурочное время для самостоятельной работы в классе (дети САМИ выбирают и делают то, что считают нужным – задания повышенного уровня, переделку проверенной работы или домашнее задание). Оценивается в отметках ТОЛЬКО переделка работы.
- Учитель объявляет заранее дни проверочных работ, а ученик определяет, что из пройденного материала он готов предъявить на проверку (например, три возможных срока сдачи материала)
- После проведения проверочной работы учитель организует обсуждение (выбор) критериев оценивания и баллов за каждое задание.
- Сравнение с образцами, взаимооценка, самооценка
- Все критерии записываются в журнал.
Что нужно подготовить
- Карточки с заданиями повышенного уровня
- Проверочные работы в 3 (6) вариантах – для предоставления в разные сроки
3 класс. отметка приближается к ….
Ребенок различает:
- Способ и результат своей работы
- Уровень трудности задания
Ребенок пробует:
Необходимый результат:
- Составлять проверочное задание на определенный способ действия
- сохранение предыдущих достижений
Ребенок умеет выбрать:
- Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем
выполнение аналогичной работы для тренировки по указанию
Отметки. За что и сколько?
1
Выполнение ДЗ (сам факт)
1
инициативное выполнение аналогичной работы для тренировки
Предъявление на отметку выбранного фрагмента
1
2
Переделка проверенной работы в классе
Проверочная работа
Переделка проверенной работы дома
2
2
1
Критерии!
Технологии
- Само или взаимооценка работы по детализированным критериям
- Составление учениками проверочных заданий (совместное выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- Рефлексивный анализ ошибок (работа над ошибками с объяснением ПРИЧИН ошибок)
- Анализ своего продвижения (возврат к более ранней работе)
- Рефлексия пути своего движения (карта)
- Составление справочника (общеклассного или своего)
Что нужно подготовить
- Варианты заданий разной трудности для выбора
- Варианты корректирующих заданий для выбора (напр. списки упражнений по способам действий , которые недостаточно освоены)
- Варианты заданий, предполагающие выбор или оценку эффективности разных способов действия
Выводы:
- Важный сквозной результат образования: адекватная самооценка
- От года к году нужно менять формы оценивания
- Отметки нужно использовать для решения задач воспитания
- Родители должны иметь четкое представление а) о потенциале и достижениях ребенка, б) о возможностях получения хороших отметок (если они в них заинтересованы) независимо от потенциала и текущего состояния ребенка, в) о принятых в школе формах оценивания и критериях выставленных отметок.