СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация « Развитие самооценки и оценивание в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценочная деятельность занимает ведущее место в  формировании познавательного интереса. Она невозможна без формирования самооценки. Пожалуй, самыми важными вопросами в оценочной деятельности являются следующие: что оценивать, как оценивать, для чего оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать.

Просмотр содержимого документа
«Презентация « Развитие самооценки и оценивание в начальной школе»»

Развитие самооценки и оценивание в начальной школе

Развитие самооценки и оценивание в начальной школе

Проблема: дети приходят в школу с неразвитой самооценкой (так и должно быть) Одна из главных задач административной вертикали (+родители) – отслеживать и контролировать ход процесса (отметки) Одна из главных задач начальной школы – выстроить умение ребёнка адекватно и содержательно оценивать свою работу

Проблема: дети приходят в школу с неразвитой самооценкой (так и должно быть)

  • Одна из главных задач административной вертикали (+родители) – отслеживать и контролировать ход процесса (отметки)
  • Одна из главных задач начальной школы – выстроить умение ребёнка адекватно и содержательно оценивать свою работу
Результат: ребенок различает 1 класс Я (безусловное принятие) и моя работа (требует оценки) Хорошо и плохо выполненная работа (по определённому критерию) Ребенок гордится хорошо выполненной работой

Результат: ребенок различает

1 класс

  • Я (безусловное принятие) и моя работа (требует оценки)
  • Хорошо и плохо выполненная работа (по определённому критерию)

Ребенок гордится

  • хорошо выполненной работой
Что такое «хорошо»? Критериальность. Оппозиция. + + - -

Что такое «хорошо»? Критериальность. Оппозиция.

+

+

-

-

Базовое безусловное принятие

Базовое безусловное принятие

Все работы, некоторые работы, «специально сделанные» работы. С указанием авторства/без указания авторства Технологии 1. Оценивание разных работ в общеклассной дискуссии Работы выставляются (чтение стихотворений, рисунки, письменные работы…) Учитель (а потом и дети) предлагает критерии (ЧТО в этой работе важно, обсуждается) Отслеживается доброжелательность, позитив, содержательность

Все работы, некоторые работы, «специально сделанные» работы. С указанием авторства/без указания авторства

Технологии

1. Оценивание разных работ в общеклассной дискуссии

  • Работы выставляются (чтение стихотворений, рисунки, письменные работы…)
  • Учитель (а потом и дети) предлагает критерии (ЧТО в этой работе важно, обсуждается)
  • Отслеживается доброжелательность, позитив, содержательность
Технологии 2. Выбор учеником того, что предъявляется «на оценку» (Что здесь для меня?)

Технологии

2. Выбор учеником того, что предъявляется «на оценку» (Что здесь для меня?)

+ + Технологии 3. Критериальная самооценка - - 4. Отбор своих работ

+

+

Технологии

3. Критериальная самооценка

-

-

4. Отбор своих работ

5. Формирующее оценивание Технологии Что запомнилось из сегодняшнего урока? О чём расскажете сегодня родителям? Что осталось непонятным? Зачем мы научились делать….? Кто знает, как воспользоваться….? Чьё выступление понравилось? Какой ряд сегодня хорошо поработал? Что нового сегодня узнали? Один рефлексивный вопрос в конце урока.

5. Формирующее оценивание

Технологии

  • Что запомнилось из сегодняшнего урока?
  • О чём расскажете сегодня родителям?
  • Что осталось непонятным?
  • Зачем мы научились делать….?
  • Кто знает, как воспользоваться….?
  • Чьё выступление понравилось?
  • Какой ряд сегодня хорошо поработал?
  • Что нового сегодня узнали?

Один рефлексивный вопрос в конце урока.

Авторство

Авторство

Родители. Обратная связь Труд - пятёрки Показать им возможности Показать объективную картину –проверки и диагностики Четко прописанные формы оценивания Вписанные в журнал критерии оценивания каждой работы Они не хотят знать, что их ребенок не догоняет Они хотят гордиться успехами ребенка Они не знают, чем могут помочь

Родители. Обратная связь

Труд - пятёрки

Показать им возможности

Показать объективную картину –проверки и диагностики

  • Четко прописанные формы оценивания
  • Вписанные в журнал критерии оценивания каждой работы

Они не хотят знать, что их ребенок не догоняет

Они хотят гордиться успехами ребенка

Они не знают, чем могут помочь

2 класс – перелом. Отметка! Ребенок умеет выбрать: Хороший (эффективный) способ действий из предлагаемых Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем Необходимый результат: Время предъявления своего результата Ребенок приучен сохранение предыдущих достижений трудиться

2 класс – перелом. Отметка!

Ребенок умеет выбрать:

  • Хороший (эффективный) способ действий из предлагаемых
  • Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем

Необходимый результат:

  • Время предъявления своего результата

Ребенок приучен

  • сохранение предыдущих достижений
  • трудиться
Как этого достичь в условиях ОТМЕТКИ? 1, 2, 3, 4, 5 Отметка должна работать на наши задачи!

Как этого достичь в условиях ОТМЕТКИ?

1, 2,

3,

4, 5

Отметка должна работать на наши задачи!

Черновик-чистовик Готов- не готов Отметки. За что и сколько? Проверочная работа (критерии и баллы обсуждаются/назначаются) Выполнение ДЗ (сам факт) Переделка проверенной работы с поиском и исправлением ошибок (в классе) Предъявление на отметку выбранного из (по указ. уч.) фрагмента Переделка работы с поиском и исправлением ошибок (дома) 4,5 с преобладанием 5 3,4,5 с преобладанием 4, 5 5 заданий – 5 баллов (1, 2 – min 2 балла) 3,4,5 с преобладанием 4, 5 2,3,4,5 1 1 2 1 2 Критерии!

Черновик-чистовик

Готов- не готов

Отметки. За что и сколько?

Проверочная работа (критерии и баллы обсуждаются/назначаются)

Выполнение ДЗ (сам факт)

Переделка проверенной работы с поиском и исправлением ошибок (в классе)

Предъявление на отметку выбранного из (по указ. уч.) фрагмента

Переделка работы с поиском и исправлением ошибок (дома)

4,5 с преобладанием 5

3,4,5 с преобладанием 4, 5

5 заданий – 5 баллов (1, 2 – min 2 балла)

3,4,5 с преобладанием 4, 5

2,3,4,5

1

1

2

1

2

Критерии!

Другие предметы (изо, муз., физ, техн) Выбрать для своего предмета формы оценивания из предложенного арсенала НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИЕ формы оценивания

Другие предметы (изо, муз., физ, техн)

  • Выбрать для своего предмета формы оценивания из предложенного арсенала
  • НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИЕ формы оценивания
Технологии Учитель оценивает только часть классной и домашней работы, выбранную ребенком (учитель может ограничивать поле выбора по своему усмотрению) Учитель предоставляет неурочное время для самостоятельной работы в классе (дети САМИ выбирают и делают то, что считают нужным – задания повышенного уровня, переделку проверенной работы или домашнее задание). Оценивается в отметках ТОЛЬКО переделка работы. Учитель объявляет заранее дни проверочных работ, а ученик определяет, что из пройденного материала он готов предъявить на проверку (например, три возможных срока сдачи материала) После проведения проверочной работы учитель организует обсуждение (выбор) критериев оценивания и баллов за каждое задание. Сравнение с образцами, взаимооценка, самооценка Все критерии записываются в журнал.

Технологии

  • Учитель оценивает только часть классной и домашней работы, выбранную ребенком (учитель может ограничивать поле выбора по своему усмотрению)
  • Учитель предоставляет неурочное время для самостоятельной работы в классе (дети САМИ выбирают и делают то, что считают нужным – задания повышенного уровня, переделку проверенной работы или домашнее задание). Оценивается в отметках ТОЛЬКО переделка работы.
  • Учитель объявляет заранее дни проверочных работ, а ученик определяет, что из пройденного материала он готов предъявить на проверку (например, три возможных срока сдачи материала)
  • После проведения проверочной работы учитель организует обсуждение (выбор) критериев оценивания и баллов за каждое задание.
  • Сравнение с образцами, взаимооценка, самооценка
  • Все критерии записываются в журнал.
Что нужно подготовить Карточки с заданиями повышенного уровня Проверочные работы в 3 (6) вариантах – для предоставления в разные сроки

Что нужно подготовить

  • Карточки с заданиями повышенного уровня
  • Проверочные работы в 3 (6) вариантах – для предоставления в разные сроки
3 класс. отметка приближается к …. Ребенок различает: Способ и результат своей работы Уровень трудности задания Ребенок пробует: Необходимый результат: Составлять проверочное задание на определенный способ действия сохранение предыдущих достижений Ребенок умеет выбрать: Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем

3 класс. отметка приближается к ….

Ребенок различает:

  • Способ и результат своей работы
  • Уровень трудности задания

Ребенок пробует:

Необходимый результат:

  • Составлять проверочное задание на определенный способ действия
  • сохранение предыдущих достижений

Ребенок умеет выбрать:

  • Подходящее ему задание для тренировки из предложенных учителем
выполнение аналогичной работы для тренировки по указанию Отметки. За что и сколько? 1 Выполнение ДЗ (сам факт) 1 инициативное выполнение аналогичной работы для тренировки Предъявление на отметку выбранного фрагмента 1 2 Переделка проверенной работы в классе Проверочная работа Переделка проверенной работы дома 2 2 1 Критерии!

выполнение аналогичной работы для тренировки по указанию

Отметки. За что и сколько?

1

Выполнение ДЗ (сам факт)

1

инициативное выполнение аналогичной работы для тренировки

Предъявление на отметку выбранного фрагмента

1

2

Переделка проверенной работы в классе

Проверочная работа

Переделка проверенной работы дома

2

2

1

Критерии!

Технологии Само или взаимооценка работы по детализированным критериям Составление учениками проверочных заданий (совместное выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий); Рефлексивный анализ ошибок (работа над ошибками с объяснением ПРИЧИН ошибок) Анализ своего продвижения (возврат к более ранней работе) Рефлексия пути своего движения (карта) Составление справочника (общеклассного или своего)

Технологии

  • Само или взаимооценка работы по детализированным критериям
  • Составление учениками проверочных заданий (совместное выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
  • Рефлексивный анализ ошибок (работа над ошибками с объяснением ПРИЧИН ошибок)
  • Анализ своего продвижения (возврат к более ранней работе)
  • Рефлексия пути своего движения (карта)
  • Составление справочника (общеклассного или своего)
Что нужно подготовить Варианты заданий разной трудности для выбора Варианты корректирующих заданий для выбора (напр. списки упражнений по способам действий , которые недостаточно освоены) Варианты заданий, предполагающие выбор или оценку эффективности разных способов действия

Что нужно подготовить

  • Варианты заданий разной трудности для выбора
  • Варианты корректирующих заданий для выбора (напр. списки упражнений по способам действий , которые недостаточно освоены)
  • Варианты заданий, предполагающие выбор или оценку эффективности разных способов действия
Выводы: Важный сквозной результат образования: адекватная самооценка От года к году нужно менять формы оценивания Отметки нужно использовать для решения задач воспитания Родители должны иметь четкое представление а) о потенциале и достижениях ребенка, б) о возможностях получения хороших отметок (если они в них заинтересованы) независимо от потенциала и текущего состояния ребенка, в) о принятых в школе формах оценивания и критериях выставленных отметок.

Выводы:

  • Важный сквозной результат образования: адекватная самооценка
  • От года к году нужно менять формы оценивания
  • Отметки нужно использовать для решения задач воспитания
  • Родители должны иметь четкое представление а) о потенциале и достижениях ребенка, б) о возможностях получения хороших отметок (если они в них заинтересованы) независимо от потенциала и текущего состояния ребенка, в) о принятых в школе формах оценивания и критериях выставленных отметок.