СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Речевое развитие детей групп коррекционной направленности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речевое развитие детей групп коррекционной направленности"»

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №146» г. Рязани    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности  выступление воспитателя Щелкуновой М.Ю.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146» г. Рязани

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности

выступление воспитателя

Щелкуновой М.Ю.

Актуальность  В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий проблема речевого развития детей дошкольного возраста остаётся актуальной. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий успешного обучения в школе.

Актуальность

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий проблема речевого развития детей дошкольного возраста остаётся актуальной. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий успешного обучения в школе.

Речевые нарушения у детей 6-7 лет Бедный ограниченный словарный запас (менее 3000 слов). Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими. Аграмматизмы в речи. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.  Не проговаривание окончаний в словах. Сложности с запоминанием стихотворений, пересказом текста. Частая расстановка неправильного ударения. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь. Недостаточно сформированная связная речь (односложная, состоящая из простых предложений, неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

Речевые нарушения у детей 6-7 лет

  • Бедный ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
  • Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
  • Аграмматизмы в речи.
  • Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
  • Не проговаривание окончаний в словах.
  • Сложности с запоминанием стихотворений, пересказом текста.
  • Частая расстановка неправильного ударения.
  • Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь.
  • Недостаточно сформированная связная речь (односложная, состоящая из простых предложений, неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
Цель речевого развития  формирование устной речи дошкольников и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи речевого развития Воспитание звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса.  Формирование грамматического строя речи.  Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи. Подготовка детей к обучению грамоте. Приобщение к художественной литературе. Воспитание культуры речевого общения.

Цель речевого развития формирование устной речи дошкольников и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи.
  • Подготовка детей к обучению грамоте.
  • Приобщение к художественной литературе.
  • Воспитание культуры речевого общения.

Игры на развитие словаря и словообразование  Игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным» Игра «Скажи по-другому» на подбор синонимов»   Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, круглое, сладкое, кислое и т.д. и наоборот, на подбор существительного к прилагательному, что бывает вкусным, сладким, круглым т.д., снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.  Зайка что делает? – бежит, скачет, прыгает и т.д. и наоборот бежит кто? (что?) – мальчик, время, зайка и т.д. Игра « Противоположности» на подбор антонимов Длинный – короткий, далеко - близко, день - ночь и т.д. Игра «Где живут продукты»  Сахар в сахарнице, хлеб в  хлебнице, масло в маслёнке и т.д. Игра «Цепочка»  Чай – чайник – чайничек, кофе – кофейник – кофейничек.

Игры на развитие словаря и словообразование

  • Игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным»
  • Игра «Скажи по-другому» на подбор синонимов»

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, круглое, сладкое, кислое и т.д. и наоборот, на подбор существительного к прилагательному, что бывает вкусным, сладким, круглым т.д., снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.

Зайка что делает? – бежит, скачет, прыгает и т.д. и наоборот бежит кто? (что?) – мальчик, время, зайка и т.д.

  • Игра « Противоположности» на подбор антонимов
  • Длинный – короткий, далеко - близко, день - ночь и т.д.
  • Игра «Где живут продукты»

Сахар в сахарнице, хлеб в

хлебнице, масло в маслёнке и т.д.

  • Игра «Цепочка»

Чай – чайник – чайничек, кофе – кофейник – кофейничек.

Игры на развитие словаря и грамматически правильной речи Игра «Кто придумает слово длиннее?»   рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька рыбалка и т.д.  Игра «Посчитай - ка»  счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис Игра  «Волшебные превращения»  Это кожа. Из кожи волшебник сделал сумку. Сумка из кожи какая? – Кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку. Из кожи волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».  Игра «Один – много »  вариант №1   проталина – проталины  сосулька – сосульки  вариант №2   На дереве гнездо, а на деревьях гнёзда. Игра «Чей? Чья? Чье?» Чей Ваня сын? Ваня – папин и мамин сын. Чьи игрушки? Игрушки – Ванины. Игра «В гостях у матрёшек»  «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже).

Игры на развитие словаря и грамматически правильной речи

  • Игра «Кто придумает слово длиннее?»

рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька рыбалка и т.д.

  • Игра «Посчитай - ка» счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис
  • Игра «Волшебные превращения»

Это кожа. Из кожи волшебник сделал сумку. Сумка из кожи какая? – Кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку. Из кожи волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

  • Игра «Один – много »

вариант №1   проталина – проталины сосулька – сосульки

вариант №2   На дереве гнездо, а на деревьях гнёзда.

  • Игра «Чей? Чья? Чье?» Чей Ваня сын? Ваня – папин и мамин сын. Чьи игрушки? Игрушки – Ванины.
  • Игра «В гостях у матрёшек» «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже).
Игры на развитие связной речи «Составь предложение» . Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог «по». «Лесенка предложений».  Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на красивом диване. «Продолжи предложение». Зимой хорошо, потому что…», (можно кататься на лыжах) и т.д.  «Продавец и покупатель»  Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. «Придумай продолжение рассказа сказки». Ребёнку предлагается послушать начало рассказа, а что было потом придумать самому. «Придумай рассказ по предложенным персонажам». Взрослый называет несколько персонажей будущего рассказа, ребёнок составляет небольшой рассказ или сказку. Например персонажи - лиса и ёж. Что могло с ними произойти?

Игры на развитие связной речи

  • «Составь предложение» . Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог «по».
  • «Лесенка предложений». Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на красивом диване.
  • «Продолжи предложение». Зимой хорошо, потому что…», (можно кататься на лыжах) и т.д.

  • «Продавец и покупатель» Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь.
  • «Придумай продолжение рассказа сказки». Ребёнку предлагается послушать начало рассказа, а что было потом придумать самому.
  • «Придумай рассказ по предложенным персонажам». Взрослый называет несколько персонажей будущего рассказа, ребёнок составляет небольшой рассказ или сказку. Например персонажи - лиса и ёж. Что могло с ними произойти?
Советы родителям  Ваша речь – эталон для ребёнка – говорите правильно, чётко и внятно, пользуйтесь грамотной и культурной речью, объясняйте детям незнакомые слова. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку, приобщайте ребёнка к культуре чтения художественной литературы. Поощеряйте детское словотворчество, замечайте в речи детей новые слова и речевые обороты.  Развивайте фонематический слух ребёнка.

Советы родителям

  • Ваша речь – эталон для ребёнка – говорите правильно, чётко и внятно, пользуйтесь грамотной и культурной речью, объясняйте детям незнакомые слова.
  • Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.
  • Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку, приобщайте ребёнка к культуре чтения художественной литературы.
  • Поощеряйте детское словотворчество, замечайте в речи детей новые слова и речевые обороты.
  • Развивайте фонематический слух ребёнка.
 Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.  Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика). Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое. Знайте, что ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая деятельность, поэтому проводите занятия в игровой форме. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
  • Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
  • Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
  • Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
  • Знайте, что ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая деятельность, поэтому проводите занятия в игровой форме.
  • Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
  • Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Спасибо за внимание!  Желаем успехов!

Спасибо за внимание! Желаем успехов!