Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речевое развитие детей групп коррекционной направленности"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146» г. Рязани
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности
выступление воспитателя
Щелкуновой М.Ю.
Актуальность
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий проблема речевого развития детей дошкольного возраста остаётся актуальной. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий успешного обучения в школе.
Речевые нарушения у детей 6-7 лет
- Бедный ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
- Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
- Аграмматизмы в речи.
- Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
- Не проговаривание окончаний в словах.
- Сложности с запоминанием стихотворений, пересказом текста.
- Частая расстановка неправильного ударения.
- Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь.
- Недостаточно сформированная связная речь (односложная, состоящая из простых предложений, неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
Цель речевого развития формирование устной речи дошкольников и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
- Приобщение к художественной литературе.
- Воспитание культуры речевого общения.
Игры на развитие словаря и словообразование
- Игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным»
- Игра «Скажи по-другому» на подбор синонимов»
Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, круглое, сладкое, кислое и т.д. и наоборот, на подбор существительного к прилагательному, что бывает вкусным, сладким, круглым т.д., снег – какой он – пушистый, белый, холодный и т.д.
Зайка что делает? – бежит, скачет, прыгает и т.д. и наоборот бежит кто? (что?) – мальчик, время, зайка и т.д.
- Игра « Противоположности» на подбор антонимов
- Длинный – короткий, далеко - близко, день - ночь и т.д.
- Игра «Где живут продукты»
Сахар в сахарнице, хлеб в
хлебнице, масло в маслёнке и т.д.
Чай – чайник – чайничек, кофе – кофейник – кофейничек.
Игры на развитие словаря и грамматически правильной речи
- Игра «Кто придумает слово длиннее?»
рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька рыбалка и т.д.
- Игра «Посчитай - ка» счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис
- Игра «Волшебные превращения»
Это кожа. Из кожи волшебник сделал сумку. Сумка из кожи какая? – Кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку. Из кожи волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».
вариант №1 проталина – проталины сосулька – сосульки
вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях гнёзда.
- Игра «Чей? Чья? Чье?» Чей Ваня сын? Ваня – папин и мамин сын. Чьи игрушки? Игрушки – Ванины.
- Игра «В гостях у матрёшек» «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже).
Игры на развитие связной речи
- «Составь предложение» . Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог «по».
- «Лесенка предложений». Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на красивом диване.
- «Продолжи предложение». Зимой хорошо, потому что…», (можно кататься на лыжах) и т.д.
- «Продавец и покупатель» Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь.
- «Придумай продолжение рассказа сказки». Ребёнку предлагается послушать начало рассказа, а что было потом придумать самому.
- «Придумай рассказ по предложенным персонажам». Взрослый называет несколько персонажей будущего рассказа, ребёнок составляет небольшой рассказ или сказку. Например персонажи - лиса и ёж. Что могло с ними произойти?
Советы родителям
- Ваша речь – эталон для ребёнка – говорите правильно, чётко и внятно, пользуйтесь грамотной и культурной речью, объясняйте детям незнакомые слова.
- Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.
- Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку, приобщайте ребёнка к культуре чтения художественной литературы.
- Поощеряйте детское словотворчество, замечайте в речи детей новые слова и речевые обороты.
- Развивайте фонематический слух ребёнка.
- Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
- Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
- Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
- Знайте, что ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая деятельность, поэтому проводите занятия в игровой форме.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
- Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Спасибо за внимание! Желаем успехов!