Тема проекта:
«Употребление этикетных слов в речи»
Выполнила:
Воспитатель ГПД
Тен Галина Федоровна
Цель работы - раскрытие роли речевого этикета в обществе.
Задачи:
- раскрыть содержание понятия "речевой этикет";
- обозначить роль речевого этикета в обществе
- познакомить с правилами речевого этикета и системой устойчивых выражений применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.
Гипотеза - употребление этикетных слов в речи будет порождать доверие и уважение, а так же способствовать доброжелательному и приятному общению.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день русская речевая культура переживает далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении. Речевой этикет призван создавать приемлемый эмоциональный фон, поддерживать положительный образ человека, он является зеркалом, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека.
Этикет (франц. etiguette – ярлык, этикетка) - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
«Словарь по этике»
В русском языке это слово «этикет» появилось в XVIII веке. Родина этикета – Франция . Французский король Людовик X I V имел прозвище «Король -Солнце», потому что любил все роскошное и дорогое. На приеме у короля гостям вручали карточки (этикетки), на которых были перечислены некоторые обязательные правила поведения. От французского названия таких карточек и произошло слово «этикет».
Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой речевого этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: « Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века «вежа» означало «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила общения и поведения предполагают культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Речь должна быть - вежливой. Человеку необходимо уметь здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, приятного аппетита, здоровья. Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует происхождение этих слов.
Слова приветствия
Слова прощания
Слова благодарности
Просьба
Слова извинения
«Цветок вежливости»
Из этимологического словаря
- Здравствуйте – будьте здоровы (то же и поздравляю)
- Благодарю – благо дарю (за вашу услугу)
- Извините - признаю свою вину и прошу простить
- Спасибо – спаси Бог (за добрые дела)
Слова благодарности
Благодарить = благо + дарить
- Зачем мы произносим в своей речи «вежливые» слова? - Да потому, что в них выражается отношение людей друг к другу. Здороваясь со знакомыми, тем самым мы желаем продолжить с ними знакомство, приветствуя незнакомых, показываем, что мы хотим с ними вступить в общение. Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми.
Умеем ли мы
употреблять в речи
этикетные слова?
Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «ты» и «Вы»?
«ты» - мы говорим хорошо знакомому человеку, это: - друг, товарищ, - подчиненный, - молодой человек, - ученик. Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости: - к хорошо знакомому адресату, - в неофициальной обстановке, - при дружеском, интимном отношении к адресату, - к равному и младшему по возрасту и положению адресату
«Вы» Мы говорим малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это: - прохожий на улице, - начальник, - старик, - директор школы. Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости: - к незнакомому, малознакомому адресату, - в официальной обстановке, - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату, - к равному и старшему по возрасту и положению
Стихи, пословицы, цитаты
Солнышко ясное встало:
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! – кричу я прохожим,
Веселым прохожим. На утро похожим.
Но если проснешься, а дождик в окно стучит да стучит,
И без солнца темно…
- Доброе утро! – мы скажем друзьям все равно…
Придумано мудро : «Доброе утро!»
«Я и солнышко»
Коркин
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М.Сервантес
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово железные ворота отопрёт.
- Доброе слово сказать –посошок в руки дать.
- Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Ласковое слово – что вешний день.
- На добром слове кому не спасибо?
- От доброго слова язык не усохнет.
- И собака ласковое слово помнит.
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным – нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Н.Рыленков
Спасибо за внимание!