СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Речевой этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речевой этикет"»

 Тема проекта: «Употребление этикетных слов в речи»   Выполнила: Воспитатель ГПД Тен Галина Федоровна

Тема проекта:

«Употребление этикетных слов в речи»

Выполнила:

Воспитатель ГПД

Тен Галина Федоровна

Цель работы - раскрытие роли речевого этикета в обществе. Задачи: - раскрыть содержание понятия

Цель работы - раскрытие роли речевого этикета в обществе.

Задачи:

- раскрыть содержание понятия "речевой этикет";

- обозначить роль речевого этикета в обществе

- познакомить с правилами речевого этикета и системой устойчивых выражений применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Гипотеза - употребление этикетных слов в речи будет порождать доверие и уважение, а так же способствовать доброжелательному и приятному общению.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день русская речевая  культура  переживает далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении. Речевой этикет призван создавать приемлемый эмоциональный фон, поддерживать положительный образ человека, он является зеркалом, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день русская речевая  культура  переживает далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении. Речевой этикет призван создавать приемлемый эмоциональный фон, поддерживать положительный образ человека, он является зеркалом, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека.

Этикет (франц. etiguette – ярлык, этикетка)  - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).  «Словарь по этике»

Этикет (франц. etiguette – ярлык, этикетка) - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

«Словарь по этике»

  В русском  языке это слово «этикет»  появилось в XVIII веке.    Родина этикета – Франция . Французский король Людовик X I V имел прозвище «Король -Солнце», потому что любил все роскошное и дорогое.  На приеме у короля  гостям вручали карточки (этикетки), на которых были перечислены некоторые обязательные правила поведения.  От французского названия таких  карточек и произошло слово «этикет».

В русском  языке это слово «этикет»  появилось в XVIII веке.   Родина этикета – Франция . Французский король Людовик X I V имел прозвище «Король -Солнце», потому что любил все роскошное и дорогое.  На приеме у короля  гостям вручали карточки (этикетки), на которых были перечислены некоторые обязательные правила поведения.  От французского названия таких  карточек и произошло слово «этикет».

Речевой этикет  - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой речевого этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: « Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими» Речевой этикет  – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. 

Речевой этикет  - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой речевого этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: « Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»

Речевой этикет  – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. 

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного  человека.  До XVI века «вежа» означало  «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила общения и поведения предполагают   культуру речи.  Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов.  Речь должна быть - вежливой.  Человеку необходимо  уметь  здороваться, прощаться, говорить

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного  человека. До XVI века «вежа» означало  «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила общения и поведения предполагают   культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов. Речь должна быть - вежливой. Человеку необходимо  уметь  здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, приятного аппетита, здоровья. Вежливые слова и выражения тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует происхождение  этих слов.

Слова приветствия Слова прощания Слова благодарности Просьба Слова извинения «Цветок вежливости»

Слова приветствия

Слова прощания

Слова благодарности

Просьба

Слова извинения

«Цветок вежливости»

Из этимологического словаря - Здравствуйте – будьте здоровы (то же и поздравляю) - Благодарю – благо дарю (за вашу услугу) - Извините - признаю свою вину и прошу простить - Спасибо – спаси Бог (за добрые дела)

Из этимологического словаря

- Здравствуйте – будьте здоровы (то же и поздравляю)

- Благодарю – благо дарю (за вашу услугу)

- Извините - признаю свою вину и прошу простить

- Спасибо – спаси Бог (за добрые дела)

Слова благодарности Благодарить =  благо + дарить

Слова благодарности

Благодарить = благо + дарить

- Зачем мы произносим в своей речи «вежливые» слова?  - Да потому, что в них выражается отношение людей друг к другу. Здороваясь со знакомыми, тем самым мы желаем продолжить с ними знакомство, приветствуя незнакомых, показываем, что мы хотим с ними вступить в общение.  Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми.

- Зачем мы произносим в своей речи «вежливые» слова? - Да потому, что в них выражается отношение людей друг к другу. Здороваясь со знакомыми, тем самым мы желаем продолжить с ними знакомство, приветствуя незнакомых, показываем, что мы хотим с ними вступить в общение. Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми.

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

Умеем ли мы

употреблять в речи

этикетные слова?

 Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «ты» и «Вы»?

Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «ты» и «Вы»?

 «ты» - мы говорим хорошо знакомому человеку, это:  - друг, товарищ,  - подчиненный,  - молодой человек,  - ученик.  Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости:  - к хорошо знакомому адресату,  - в неофициальной обстановке,  - при дружеском, интимном отношении к адресату,  - к равному и младшему по возрасту и положению адресату

«ты» - мы говорим хорошо знакомому человеку, это: - друг, товарищ, - подчиненный, - молодой человек, - ученик. Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости: - к хорошо знакомому адресату, - в неофициальной обстановке, - при дружеском, интимном отношении к адресату, - к равному и младшему по возрасту и положению адресату

    «Вы»  Мы говорим малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это:  - прохожий на улице,  - начальник,  - старик,  - директор школы.  Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости:  - к незнакомому, малознакомому адресату,  - в официальной обстановке,  - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату,  - к равному и старшему по возрасту и положению

«Вы» Мы говорим малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это: - прохожий на улице, - начальник, - старик, - директор школы. Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости: - к незнакомому, малознакомому адресату, - в официальной обстановке, - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату, - к равному и старшему по возрасту и положению

Стихи, пословицы, цитаты

Стихи, пословицы, цитаты

Солнышко ясное встало: - Доброе утро! – сказало. - Доброе утро! – кричу я прохожим, Веселым прохожим. На утро похожим. Но если проснешься, а дождик в окно стучит да стучит, И без солнца темно… - Доброе утро! – мы скажем друзьям все равно… Придумано мудро : «Доброе утро!»  «Я и солнышко»  Коркин

Солнышко ясное встало:

- Доброе утро! – сказало.

- Доброе утро! – кричу я прохожим,

Веселым прохожим. На утро похожим.

Но если проснешься, а дождик в окно стучит да стучит,

И без солнца темно…

- Доброе утро! – мы скажем друзьям все равно…

Придумано мудро : «Доброе утро!»

«Я и солнышко»

Коркин

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.  М.Сервантес

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

М.Сервантес

- Доброе слово лучше мягкого пирога. - Доброе слово и кошке приятно. - Доброе слово железные ворота отопрёт. - Доброе слово сказать –посошок в руки дать. - Доброе слово человеку – что дождь в засуху. - Ласковое слово – что вешний день. - На добром слове кому не спасибо? - От доброго слова язык не усохнет. - И собака ласковое слово помнит.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Доброе слово железные ворота отопрёт.

- Доброе слово сказать –посошок в руки дать.

- Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

- Ласковое слово – что вешний день.

- На добром слове кому не спасибо?

- От доброго слова язык не усохнет.

- И собака ласковое слово помнит.

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться.  Н.Рыленков

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным – нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Н.Рыленков

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!