МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Сенсорное развитие детей с раннего возраста»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Сулимина О.В.
д. Сметанино
2019 г.
.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
«Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий»
Мария Монтессори
В наше современное время, учитывая быстрое развитие науки и высоких компьютерных технологий, очень важно помочь ребёнку ещё в дошкольном возрасте заложить основу для развития умственных способностей головного мозга.
При рождении мозг ребёнка весит около 350 граммов, что составляет 25 процентов от веса мозга взрослого человека. Мозг достигает 50% веса мозга взрослого человека к 6 месяцам, 75% - к 2,5 годам и 90% - к 5 годам, что определяет и объясняет значимость психического развития ребёнка до пятилетнего возраста.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание .
Сенсорное воспитание
- это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, руки
Задачи сенсорного воспитания
- Мотивировать детей к самостоятельному наблюдению, рассматриванию, внимательному изучению окружающего мира.
- Создать условия для обследования предметов, объектов.
- Формировать у детей сенсорные эталоны .
- Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
1
Моторика
Моторика , в переводе с латинского – движение. Различают – крупную и мелкую моторику.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.
методы сенсомоторного воспитания
Метод
Содержание
Обследование
Обследование может идти по контуру или по объёму; оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребёнок.
Сравнение
Для того, чтобы сформировать полноценное представление о лимоне, кроме названных приёмов обследования, его ещё нужно понюхать и попробовать на вкус.
Сравнение может идти посредством следующих приёмов:
Игровой метод
- ощупывание;
В играх дети учатся:
- сравнивать предметы по размеру, цвету, форме ( приём парности) ;
- группировка по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов;
- последовательный осмотр и описание выделенных признаков предмета.
- знакомятся с группировкой предметов ( приём сортировки )
Условия для сенсорного развития
- Разнообразная содержательная детская деятельность.
- Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
- Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
- Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.
предЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные цвета
Геометрические формы
предЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Три размера (величины) предмета
Музыкальные ноты, звуки родного языка
предЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый)
Два температурных определения (тепло, холодно)
предЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый)
Из опыта работы
Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения.
Сенсорное развитие проходит в различных видах детской деятельности
Цвет
Монотипия
форма
Размер
Тактильные ощущения
Природный материал
Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания
Спасибо за внимание!