СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Современный младший школьник как читатель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана в помощь учителю начальных классов в проведении родительскуого собрания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современный младший школьник как читатель"»

Современный младший школьник как читатель.   Подготовила: Исмаилова А.Н. Учитель начальных классов МОУ «Лицей №5»

Современный младший школьник как читатель.

Подготовила:

Исмаилова А.Н.

Учитель начальных классов

МОУ «Лицей №5»

  «Чтение выстраивает целые судьбы»      В.Шукшин

«Чтение выстраивает целые судьбы»

В.Шукшин

Чтение ребенка сегодня – это…  «чтение сегодня – это чтение из-под палки», «написание реферата», «программная обязаловка», «это наша родительская мука», «это наши затраченные нервы», «случайный процесс ситуативного характера», «выполнение домашнего задания».

Чтение ребенка сегодня – это…

  • «чтение сегодня – это чтение из-под палки»,
  • «написание реферата»,
  • «программная обязаловка»,
  • «это наша родительская мука»,
  • «это наши затраченные нервы»,
  • «случайный процесс ситуативного характера»,
  • «выполнение домашнего задания».
Данные социологов  Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%  Число не читающих возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю.

Данные социологов

  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%
  • Число не читающих возросло с 23% до 34%.
  • 40% читают книги от случая к случаю.
Данные о детском чтении  Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17% Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17% Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся Читают познавательную литературу 21% Читают для самообразования 10% школьников.

Данные о детском чтении

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников.
Некоторый спад интереса к книге в данный период — явление временное. Чтобы он не был затяжным, ребенку надо помочь. Родителям таких детей полезно предложить книги: Д. Б. Эльконин «Как учить детей читать», Г. Цукерман и Е. Бугримова «Чтение без принуждения», соответствующие статьи в журналах «Семья и школа», «Начальная школа» и др. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения — добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Принуждение, насилие, давление может навсегда отбить тягу к книге.

Некоторый спад интереса к книге в данный период — явление временное. Чтобы он не был затяжным, ребенку надо помочь. Родителям таких детей полезно предложить книги:

Д. Б. Эльконин «Как учить детей читать»,

Г. Цукерман и Е. Бугримова «Чтение без принуждения», соответствующие статьи в журналах «Семья и школа», «Начальная школа» и др. Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения — добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Принуждение, насилие, давление может навсегда отбить тягу к книге.

Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова в этот период надо преодолевать постепенно. Поможет в этом привычная для дошкольника роль слушателя и зрителя. Надо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку и т. д. Следует активно использовать иллюстрации — учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. Слабо владеющим техникой чтения шести- и семилетним детям, пришедшим в библиотеку, уместно предлагать книги и для самостоятельного чтения, и для прочтения вместе с родителями.

Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова в этот период надо преодолевать постепенно. Поможет в этом привычная для дошкольника роль слушателя и зрителя. Надо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку и т. д. Следует активно использовать иллюстрации — учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. Слабо владеющим техникой чтения шести- и семилетним детям, пришедшим в библиотеку, уместно предлагать книги и для самостоятельного чтения, и для прочтения вместе с родителями.

Сотрудничество ребенка со взрослыми, основанное на материале книги, играет решающую роль в формировании отношения к книге, в пробуждении любви к ней. Доверчивость маленького читателя к взрослому облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность взрослого за свою рекомендацию литературы, за руководство процессом ее восприятия. Юному читателю в возрасте семи — девяти лет свойствен «эффект присутствия». «Когда читаешь книгу,— признается младший школьник,— чувствуешь, что сам там находишься,— как будто живешь среди героев и с ними участвуешь в их делах».

Сотрудничество ребенка со взрослыми, основанное на материале книги, играет решающую роль в формировании отношения к книге, в пробуждении любви к ней. Доверчивость маленького читателя к взрослому облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность взрослого за свою рекомендацию литературы, за руководство процессом ее восприятия.

Юному читателю в возрасте семи — девяти лет свойствен «эффект присутствия». «Когда читаешь книгу,— признается младший школьник,— чувствуешь, что сам там находишься,— как будто живешь среди героев и с ними участвуешь в их делах».

Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка — литературная и народная, приключения, рассказы русских дореволюционных писателей, стихи. Из книг советских писателей повышенным спросом детей пользуются произведения В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, А. Гайдара, Ю. Коваля. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно.

Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка — литературная и народная, приключения, рассказы русских дореволюционных писателей, стихи. Из книг советских писателей повышенным спросом детей пользуются произведения В. Драгунского, В. Голявкина, Н. Носова, А. Гайдара, Ю. Коваля. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно.

Литературные персонажи воспринимаются младшим школьником как живые люди. Среди них он имеет своих друзей, а нередко и сам перевоплощается в них. Этой чести удостаиваются далеко не все произведения. Отбор происходит по признаку, который интуитивно чувствует ребенок,— жизненной достоверности, убедительности героев, которых можно мысленно увидеть, услышать, полюбить. Среди них всем знакомые Незнайка, Карлсон, Чиполлино, Суок, Страшила, Тимур и др.

Литературные персонажи воспринимаются младшим школьником как живые люди. Среди них он имеет своих друзей, а нередко и сам перевоплощается в них. Этой чести удостаиваются далеко не все произведения. Отбор происходит по признаку, который интуитивно чувствует ребенок,— жизненной достоверности, убедительности героев, которых можно мысленно увидеть, услышать, полюбить. Среди них всем знакомые Незнайка, Карлсон, Чиполлино, Суок, Страшила, Тимур и др.

Ребенок семи — девяти лет тонко чувствует слово. Художественная деталь в тексте играет для него значительную роль. Пересказ прочитанного юный читатель наполняет, «живыми» подробностями, каждая из которых полна для него особого значения. В одной из ленинградских библиотек было проведено исследование восприятия детьми рассказа Горького «Дед Архип и Ленька». Цель — проверить, как меняется восприятие в зависимости от возраста читателя. Методом изучения был так называемый устный словесный рисунок.

Ребенок семи — девяти лет тонко чувствует слово. Художественная деталь в тексте играет для него значительную роль. Пересказ прочитанного юный читатель наполняет, «живыми» подробностями, каждая из которых полна для него особого значения. В одной из ленинградских библиотек было проведено исследование восприятия детьми рассказа Горького «Дед Архип и Ленька». Цель — проверить, как меняется восприятие в зависимости от возраста читателя. Методом изучения был так называемый устный словесный рисунок.

Младший школьник реагирует порой на малейшие внутренние колебания души героев, отталкиваясь от каждого слова, если это слово многозначно, художественно весомо. Правильно найденная писателем художественная деталь дает возможность юному читателю дорисовать, дополнить картину, намеченную автором. Поэтому важен отбор произведений для младших школьников, основным принципом которого является художественная полноценность, емкость образов, способных вызвать сотворчество юного читателя.

Младший школьник реагирует порой на малейшие внутренние колебания души героев, отталкиваясь от каждого слова, если это слово многозначно, художественно весомо. Правильно найденная писателем художественная деталь дает возможность юному читателю дорисовать, дополнить картину, намеченную автором. Поэтому важен отбор произведений для младших школьников, основным принципом которого является художественная полноценность, емкость образов, способных вызвать сотворчество юного читателя.

Особенность восприятия младших школьников обращает на себя внимание — способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение — думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития. Наблюдения показывают, что ребенку легче даются внешние ассоциации: сходство моментов, ситуаций, фактов.

Особенность восприятия младших школьников обращает на себя внимание — способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение — думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что таким умением обладают читатели с богатым жизненным и читательским опытом. У младших школьников оно, как правило, находится в зоне ближайшего развития.

Наблюдения показывают, что ребенку легче даются внешние ассоциации: сходство моментов, ситуаций, фактов.

Детей привлекает «страшное», «смешное», события, близкие собственному жизненному опыту, ситуации, вызывающие светлое, радостное настроение, эпизоды, насыщенные действием, сходные с фантастикой детской игры. Поэтическая прелесть факта, выразительность детали вызывают у 8-9-летнего читателя сильные эстетические переживания, что говорит о творческом восприятии литературного произведения в целом.

Детей привлекает «страшное», «смешное», события, близкие собственному жизненному опыту, ситуации, вызывающие светлое, радостное настроение, эпизоды, насыщенные действием, сходные с фантастикой детской игры. Поэтическая прелесть факта, выразительность детали вызывают у 8-9-летнего читателя сильные эстетические переживания, что говорит о творческом восприятии литературного произведения в целом.

Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. Дети семи — девяти лет способны к эмоционально-эстетическому восприятию стихотворений. Оно проявляется в наслаждении гармонией стиха, яркостью его деталей, соотношением конкретных образов с общим содержанием стихотворения. К сожалению, в подростковом возрасте эта способность восприятия постепенно «гаснет», а с ней вместе утрачивается и интерес к поэзии. Вот почему так важно в период младшего школьного возраста поддержать любовь ребенка к стихам, помочь развить поэтическое чувство, содействовать собственному литературному творчеству.

Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. Дети семи — девяти лет способны к эмоционально-эстетическому восприятию стихотворений. Оно проявляется в наслаждении гармонией стиха, яркостью его деталей, соотношением конкретных образов с общим содержанием стихотворения. К сожалению, в подростковом возрасте эта способность восприятия постепенно «гаснет», а с ней вместе утрачивается и интерес к поэзии. Вот почему так важно в период младшего школьного возраста поддержать любовь ребенка к стихам, помочь развить поэтическое чувство, содействовать собственному литературному творчеству.

Приключения.  Активные и любознательные

Приключения.

  • Активные и любознательные
Детективы.  Наблюдательные и немного замкнутые ребята

Детективы.

  • Наблюдательные и немного замкнутые ребята
Романы  Мечтательны и романтичны, хорошо развита эмпатия

Романы

  • Мечтательны и романтичны, хорошо развита эмпатия
Фантастика.  Богатое воображение, нестереотипность мышления

Фантастика.

  • Богатое воображение, нестереотипность мышления
Комиксы.  Искажают представление о теле Примитивный словарный запас Силовое решение конфликтов

Комиксы.

  • Искажают представление о теле
  • Примитивный словарный запас
  • Силовое решение конфликтов
Подсказка для родителей: 1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь). 2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице). 3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку. 4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения. 5.Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой. 6.Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг. 7.Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку. 8.Дарите ребёнку книги. 9.Поощряйте ребёнка в чтении книг. 10.Сделайте чтение приятным времяпровождением. 11.Всегда хвалите ребёнка, если он читает.  12.Поощряйте, поддерживайте ребёнка в его успехах.

Подсказка для родителей:

1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь).

2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

5.Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

6.Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

7.Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

8.Дарите ребёнку книги.

9.Поощряйте ребёнка в чтении книг.

10.Сделайте чтение приятным времяпровождением.

11.Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

12.Поощряйте, поддерживайте ребёнка в его успехах.

1.НЕ заставляйте читать насильно. 2.НЕ выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит. 3.НЕ заставляйте читать слишком трудные книги. 4.НЕ соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. 5.НЕ проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи. 6.НЕ критикуйте ребёнка, если он старается читать. 7.НЕ сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, с сёстрами, с другими людьми. 8.НЕ прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам. 9.Не отговаривайте никогда ребёнка от чтения читать «что – то» лучшее, чем ничего не читать.

1.НЕ заставляйте читать насильно.

2.НЕ выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.

3.НЕ заставляйте читать слишком трудные книги.

4.НЕ соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

5.НЕ проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

6.НЕ критикуйте ребёнка, если он старается читать.

7.НЕ сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, с сёстрами, с другими людьми.

8.НЕ прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

9.Не отговаривайте никогда ребёнка от чтения читать «что – то» лучшее, чем ничего не читать.

Организация чтения дома. Когда вы читаете со своим ребёнком, то : - надо найти спокойное место для чтения; - ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу; - если ребёнку трудно прочесть слово, то подскажите его; - хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения; - обсудите прочитанное; - ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

Организация чтения дома.

Когда вы читаете со своим ребёнком, то : - надо найти спокойное место для чтения;

- ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу;

- если ребёнку трудно прочесть слово, то подскажите его;

- хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения;

- обсудите прочитанное;

- ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

Памятка для родителей.

1.Ничего не делайте за ребёнка из того, что он может и умеет делать сам.

2.Воспитывайте читателя своим личным примером.

3.Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем – то его привлечь.

4.Можно купить школьную аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу, обсудить с детьми различия.

5.приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6.Совместное чтение книг, пересказ прочитанных друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями, естественный путь читательского общения в семье.

7.Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей, о книгах любимых писателей рассказывайте с восхищением.

8.Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя книгу.

9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10.если юный читатель увлёкся книгой, либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попали действительно хорошие книги.

11.Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать её не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики.