СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Стандарты оценивания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стандарты оценивания"»

  Контроль и оценка результатов обучения  в начальной школе

  Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

      1.   СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.   СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
  • Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Функции контроля и оценки социальная функция : развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.  образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Функции контроля и оценки

  • социальная функция : развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
  • образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
  • Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
2.   ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ  Текущий контроль  Тематический контроль   Итоговый контроль

2.   ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  • Текущий контроль
  • Тематический контроль
  • Итоговый контроль
текущий контроль: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

текущий контроль:

  • сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка (отметка) фиксирует результат.

тематический контроль

  • заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка (отметка) фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

  • ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку; при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
  • ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку; при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
  • ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;
  • при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
  • возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
итоговый контроль - проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за первую, вторую, третью учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.

итоговый контроль -

  • проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за первую, вторую, третью учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.
3.  МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ  устный опрос;  письменный опрос; контрольная работа; графические работы.   - .

3.  МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • контрольная работа;
  • графические работы.

- .

Особенности устного опроса Монологическая форма устного ответа не является распространенной в начальной школе. Детям предлагаются проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Особенности устного опроса

  • Монологическая форма устного ответа не является распространенной в начальной школе. Детям предлагаются проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.
 Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.  Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Письменный опрос

  • заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
  • Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работу. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
  • Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работу.
  • Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания . Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания . Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.

   4.   ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

4.   ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки  С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

  • С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно
Характеристика цифровой оценки (отметки)

Характеристика цифровой оценки (отметки)

  • "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного
  • "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
  • "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований: не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу
  • "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего года. Отметка как цифровое оформление вводится только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания.
  • Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего года. Отметка как цифровое оформление вводится только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания.
       5.     ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ.  Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки .

5.     ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки .

 Русский язык

Русский язык

 Письменные работы  диктанты,  грамматические задания,  контрольные списывания, изложения, тестовые задания.

Письменные работы

  • диктанты,
  • грамматические задания,
  • контрольные списывания,
  • изложения,
  • тестовые задания.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически.
  • Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»
  • Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:   Класс I -е полугодие 1 класс 2 класс - II -е полугодие 25-30 слов 15-17 слов 3 класс 35-45 слов 45-55 слов 4 класс 65-70 слов 55-65 слов 75-80 слов

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I -е полугодие

1 класс

2 класс

-

II -е полугодие

25-30 слов

15-17 слов

3 класс

35-45 слов

45-55 слов

4 класс

65-70 слов

55-65 слов

75-80 слов

Диктант.   « 5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.   «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.   «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.   «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.    

Диктант. 

  • « 5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.  «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.  «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.  «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.   
Ошибкой в диктанте следует считать:  • нарушение правил орфографии при написании слов;   • пропуск и искажение букв в словах;   • замену слов;   • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;   • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 

Ошибкой в диктанте следует считать: 

  • • нарушение правил орфографии при написании слов;  • пропуск и искажение букв в словах;  • замену слов;  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 
За одну ошибку в диктанте считаются:   - два исправления;   - две пунктуационные ошибки;   - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

За одну ошибку в диктанте считаются: 

- два исправления;  - две пунктуационные ошибки;  - повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие:  - повторение одной и той же буквы в слове;   - недописанное слово;   - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;   - дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 

  • - повторение одной и той же буквы в слове;  - недописанное слово;  - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;  - дважды записанное одно и то же слово в предложении. 
Грамматическое задание.    « 5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;   «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;   «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;   «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 

Грамматическое задание.  

  • « 5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;  «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;  «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;  «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 
Оценки за грамматические задания.    «5» – всё верно;   «4» – не менее 3/4 верно;   «3» – не менее 1/2 верно;   «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;    

Оценки за грамматические задания.

  •   «5» – всё верно;  «4» – не менее 3/4 верно;  «3» – не менее 1/2 верно;  «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;   
Словарный диктант ( оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.   «5» – нет ошибок «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;  «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);  «2» – 5 – 7 ошибок;

Словарный диктант

  • ( оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.  «5» – нет ошибок
  • «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); «2» – 5 – 7 ошибок;

Примерное количество слов для словарных диктантов: 2 класс - 8-10 слов; 3 класс - 10-12 слов; 4 класс - 12-15 слов.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

  • 2 класс - 8-10 слов;
  • 3 класс - 10-12 слов;
  • 4 класс - 12-15 слов.
Контрольное списывание текста.   5

Контрольное списывание текста. 

  • 5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;
  • "4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;
  • "3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;
  • "2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Оценки за контрольный диктант.    « 5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;   «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;   «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;   «2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 

Оценки за контрольный диктант.

  •   « 5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;  «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;  «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;  «2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 
Изложение   Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Изложение

  • Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:   отсутствие красной строки; незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Сочинение

Сочинение

" 5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

  • "4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
  • "3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
  • Отрицательная отметка не выставляется.
  •  
 Математика   Оценивание письменных работ

Математика

  • Оценивание письменных работ
Оценивание устных ответов. Ошибки:  неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Оценивание устных ответов. Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Особенности организации контроля по математике

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме.

Текущий контроль по математике

  • можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме.
За такую работу выставляется отметка:

За такую работу выставляется отметка:

  • "5" - работа выполнена без ошибок;
  • "4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;
  • "3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;
  • "2" - 5 и более ошибок.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.).

Итоговый контроль по математике

  • проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.).
итоговая отметка за всю работу:

итоговая отметка за всю работу:

  • "5" - работа выполнена без ошибок;
  • "4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;
  • "3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;
  • "2" - 5 и более ошибок.
 Классификация ошибок и недочетов,  влияющих на снижение оценки за письменные работы    незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов;  неправильный выбор действий, операций ; неверные вычисления ;   несоответствие пояснительного текста ;   несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки за письменные работы

  •    незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов;
  • неправильный выбор действий, операций ;
  • неверные вычисления ;
  •   несоответствие пояснительного текста ;
  •   несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Грубые ошибки:   вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 

Грубые ошибки:

  •   вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 
Негрубые ошибки:   нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.   За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.   За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Негрубые ошибки:

  •   нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных;
  • не доведение до конца преобразований.  За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.  За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.
 Всем спасибо!

Всем спасибо!

ИСТОЧНИКИ Интернет-ресурс: http://muravin2007.narod.ru/p100.htm

ИСТОЧНИКИ

  • Интернет-ресурс: http://muravin2007.narod.ru/p100.htm