Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Подготовила: воспитатель Кокоревич Р.Н.
2017 год
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной. Поэтому чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса, повысить их педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития ребенка, я стараюсь в своей работе использовать наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей. Эту работу я провожу в нескольких направлениях:
ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей знаний и практических навыков воспитания детей дошкольного возраста;
выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической компетенции, установление контакта между педагогами и родителями;
Предлагаю обратить ваше внимание и рассмотреть наиболее эффективные формы работы с родителями.
Консультации и индивидуальные беседы я организую с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Например, я проводила для родителей следующие консультации: «Рекомендации родителям по формированию речевого этикета у детей»,«В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?» Такие консультации проводятся не толькомной, но и специалистами, работающими в нашем учреждении. Мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить квалифицированную помощь и совет.
Проектная деятельность;Опыт нашего детского сада показывает, что в процессе реализации проекта родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. За многие годы работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР для себя определила необходимость использования практико-ориентированных форм взаимодействия с детьми и родителями. Главное в детской проектной деятельности – это интерес, с которым ребёнок рассказывает о своём проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей, т.е. возможности личностного роста дошкольника.В ходе реализации проектов, родители участвуют в создании выставок, написании мини-сочинений, конкурсов, оформлении стен – газет и многое другое.В методическомбагаже детского сада имеются как долгосрочные проекты(«Мама, папа, я – читающая семья», «Народные мотивы», «Мы жители планеты Земля»), так и среднесрочные («Малые олимпийские игры», «Мастерская Деда Мороза», «Метеоплощадка «Солнышко»)
Семинары-практикумы. Целью данного мероприятия является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников. Я заранее определяю тему встречи и ее участников. На таких встречах выступаю не только я, как воспитатель, но и родители. Также выступают учитель – логопед, например с такой темой «Речевое развитие детей седьмого года жизни», педагог – психолог с темой «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Что нужно знать родителям о готовности ребенка к школе?». Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение, могут обыгрываться небольшие ситуации.
Дни открытых дверей в настоящее время приобретают широкое распространение, также они стали неотъемлемой частью в нашем учреждении. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть мой стиль общения с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей. Если раньше не предполагалось, что родители могут быть активными участниками жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях:« Прилет птиц» (рисование ладошками), «Космическое путешествие» с использованием развивающих игр В.Воскобовича и т.д.
Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем,один из показателей повышение активности родителей в жизни группы, комфортности внутрисемейных отношений. В нашем детском саду были организованы выставки «Осенние фантазии», «Подарки деду Морозу», в группе мы оформляли выставки к дню матери «Мама – солнышко мое», «Золотая осень», «Зимушка – зима и т.д.
Мастер-класс.Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.Я провела мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги»,мастер-класс по изготовлению сувениров. «Букет для моей мамы». При проведении мастер-класса в роли мастера могут выступать и родители, распределяя участие в мастер-классе следующим образом: я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а мама проводит технологическую часть.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.
Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.
Отдельно хочу остановиться на такой форме взаимодействия с родителями как родительское собрание. Рассказать об этом виде взаимодействия хочу на примере родительского собрания по теме «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;
Задачи: дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.
Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. В организации и проведении собраний я отошла от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Мной апробирована активная форма взаимодействия с родителями при подготовке собрания, особенностью которой является интерактивное взаимодействие с родителями через электронную почту, проектную деятельность, через публикацию буклетов, изготовление памяток или буклетов, приглашения на собрания.
На родительском собрании использую деловые игры, мастер-классы, демонстрирую презентации о деятельности детей, фрагментов занятий, и других мероприятий, которые проводятся без родителей, анкетирование. На собрание я обязательно приглашаю представителя администрации ДОУ, который информирует родителей о жизни детского сада. Также приглашаю специалистов, которые работают с детьми в нашей коррекционной группе.
Педагог – психолог рассказала на собрании родителям о том, что все игры подбираются в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, воспитания чувства комфортности детей в коллективе, ориентацию в пространстве. Например, игры «Пол – нос – потолок», «Путаница». Цель этих игр различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение правой и левой руки. Игра «Запрещенное движение». Цель этой игры: развитие произвольности и внимания.
Учитель – логопед обратила внимание родителей как в ходе игровой деятельности развивать у детей речь, формировать словарный запас. Например, игры на развитие речи и движения «Падают листья», «Дождик»; игры на развитие слухового внимания «Что лишнее?», «Подскажи словечко»; развитие связной речи «Подумай и отгадай».
При организации родительских собраний, я обратила внимание, что родители проявляют больший интерес к вопросам воспитания, организации детской деятельности, если они самиявляются активными участниками процесса. Данное собрание я начала с проведения игры – приветствия «Цветные ладони». Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой. В начале собрания родители познакомились с тематикой и видами игровой деятельности в группе,посмотрев презентацию«А у нас, в детском саду, мы играем».Далее беседа плавно перешла на обсуждение темы «Условия для игровой деятельности в семье». По этому вопросу родители получили памятки. И интересной формой в проведении собрания была практическая часть«Давайте вместе поиграем» (Игры на кухне). Родителям раздала карточки с названием продуктов и предложила придумать игры для детей с этими продуктами. По окончании собрания родители получили буклеты «Игры на кухне».
Таким образом, организация и проведение родительского собрания в таком виде дала положительные результаты: родители получили знания о том, как организовать игровой уголок ребенка в домашних условиях, какие требования следует предъявлять при его организации. Получили знания о тематике игр и способах их организации, и о своей роли и участии в игровой деятельности ребенка дома.
Использование педагогом сегодня активных форм взаимодействия с родителями позволяет повышать их психолого-педагогическую компетентность в вопросах создания условий для развития игры дошкольников дома.