Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель деятельности педагога | Создать условия для освоения основных понятий: прямая и обратная пропорциональные зависимости, основные свойства прямой и обратной пропорциональной зависимости; применения свойств прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении задач; развития вычислительных навыков, воспитания информационной культуры. |
Образовательные источники и ресурсы | Математика. 6 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзяк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Презентация. |
Методы и формы обучения | Методы: устный контроль (фронтальный и индивидуальный); стимулирование интереса к обучению; организация и осуществление учебной деятельности (по способу передачи информации-наглядный, словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый) Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Прямая и обратная пропорциональные зависимости; основные свойства прямой и обратной пропорциональной зависимости. |
Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: формулировать определение и основное свойство прямой и обратной пропорциональной зависимости; применять основное свойство прямой и обратной пропорциональной зависимости при решении задач. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; построение предположений об информации, необходимой для решения задачи. Коммуникативные: владеть языковыми средствами; умение слушать и вступать в диалог; строить в паре продуктивное взаимодействие. Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели и построение своих действий в соответствии с ней; умение анализировать, делать выводы; контроль и корректировка своей деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем, со сверстниками; умения чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи; умения находить общие цели и сотрудничать для их достижения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. | Приветствие учителя | |
Актуализация и пробное учебное действие | Устно: - что такое пропорция? - как называют числа z и m в пропорции ? - как найти крайний член пропорции? - как называют числа h и n в пропорции ? - сформулируйте основное свойство пропорции? Рассмотрим задачи: За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч? На 120 руб. необходимо купить несколько одинаковых книг. Сколько книг можно купить, если цена каждой 10 руб., 20 руб., 30 руб., 40 руб.? Как же называются эти зависимости? | Устно выполняют задания. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. - равенство двух отношений называют пропорцией. - крайние члены пропорции. - произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член. - средние члены пропорции. - произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов. Решая примеры, выводят тему урока. - 12 км, 24 км, 36 км. - увеличивается одна величина и с ним вторая. - 12, 6, 4, 3. - что при увеличении одной величины, другая уменьшается. - идеи учеников. | Личностные: формирование основ саморазвития. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение строить высказывания. |
Постановка темы и цели урока | Помогает в постановке темы и цели урока. Корректирует и объявляет тему и цели урока. Запишите число, классная работа, тема урока «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». Попробуйте сформулируйте цели урока: научиться различать прямую и обратную зависимость, решать с их помощью задачи. | Формулируют тему и цели урока. - варианты учеников. | Познавательные: устанавливать закономерности, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и обосновывать их, самостоятельно формулировать тему и цели урока. Регулятивные: определять и формулировать тему и цели урока, планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свои предположения, сотрудничать, вступать в дискуссии, доказывать свое мнение. |
Открытие нового знания | Давайте попробуем сформулировать определение для прямой пропорциональной зависимости на основе задачи рассмотренной выше: Проверим по учебнику. Запишем определения прямой зависимости: «Две переменные величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.» А давайте попробуем разделить 36км на 3 ч, 24 на 2, 12 на 1. Что вы заметили? Давайте запишем свойство для величин находящихся в прямо пропорциональной зависимости: «Если две переменные величины прямо пропорциональны, то отношение соответствующих значений этих величин равно одному и тому же, постоянному для данных величин, числу» Давайте попробуем сформулировать определение для обратной пропорциональной зависимости на основе задачи: Проверим по учебнику. Запишем определение обратной зависимости: «Две переменные величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из этих величин в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз» Давайте попробуем перемножить 40руб и 3 книги, 30 и 4, 20 и 6, 10 и 12. Что вы заметили? Давайте запишем свойство для величин находящихся в обратной пропорциональной зависимости: «Если две переменные величины обратно пропорциональны, то произведение соответствующих значений этих величин равно одному и тому же для данных величин числу» | Слушает и записывает в тетрадь для правил основные определения и свойства. Отвечает на вопросы учителя. Задает вопросы. - варианты учащихся. - отношение этих величин равны. - варианты учащихся. - получилось одинаковое произведение. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. |
Физкультминутка | Нашим глазам и рукам нужно немного отдохнуть, давайте сделаем зарядку. (видеоролик) | Выполняют гимнастику для глаз и рук. | Коммуникативные: способность расслабляться в коллективе. |
Первичное закрепление с проговариванием по внешней речи | Устно: 1. Работа с учебником № 1 Прочитайте условие задания. Расскажите, что необходимо сделать по условию задания. Решите. что вы наблюдали в этом задании? 2. Скажите верно ли утверждение: - зависимость между количеством товара и стоимостью покупки является прямой пропорциональностью. - рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны. - скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны. - две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшится. У доски: 3. Работа с учебником № 661 Прочитайте условие задачи. Расскажите, что необходимо сделать по условию задачи. Расскажите порядок действий и вычислите. 4. Работа с учебником № 662 Прочитайте условие задачи. Расскажите, что необходимо сделать по условию задачи. Расскажите порядок действий и вычислите. 5. Рассмотрим задачу: За 6 ч поезд прошел 480 км. Сколько километров поезд прошел за первые 2 ч, двигаясь с постоянной скоростью? - что нам известно по условию задачи? - что еще нам дано по условию задачи? - что вы заметили в краткой записи? - что нужно сделать, чтобы найти x? 6. Работа с учебником № 664 Прочитайте условие задачи. Расскажите, что необходимо сделать по условию задачи. Расскажите порядок действий и вычислите. | Выполняют задания с места. Выполняют задания у доски с комментированием. Работа с учебником. Ученики с начала обсуждают ход и путь решения задачи, а потом один выходит и комментирует решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. 1. ; ; ; . - обратную пропорциональную зависимость. 2. да, нет, нет, да. 3. 1) ; 2) . 4. 1) ; 2) . 5. - что за 6 ч поезд прошел 480 км. - нужно выяснить сколько км прошел поезд за 2 ч. - прямую пропорциональность. - 480*2:6=160км. 6. 1) ; ; 2) ; . | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; коллективное обсуждение проблем (при необходимости); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: проявление терпения и аккуратности; проявление творческой инициативности и активности. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - что мы узнали сегодня на уроке? Мы узнали, что такое прямая и обратная пропорциональная зависимость. - определение прямой и обратной пропорциональной зависимости. - научились решать задачи с использованием прямой и обратной пропорциональной зависимости. Проанализируйте свою работу. Нарисуйте в тетради смайлик соответствующий вашей деятельности на уроке. Вносит корректировку в ответы учащихся. | Определяют свой уровень знания изученного материала - варианты учащихся. | Познавательные: анализ, умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия Регулятивные: контроль полученного результата; коррекция полученного результата; осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: умение самостоятельно анализировать свои действия |
Домашнее задание | п. 22, №663, 667. | Записываю домашнее задание. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |