Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Тип урока: Урок объяснение новой темы.
Целиурока:
Обучающая цель: закрепить основные понятия: отношение, пропорция, основное свойство пропорции; ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»; сформировать умение решать задачи на применение прямой пропорциональной зависимости.
Развивающая цель: способствовать развитию творческой деятельности и логического мышления при определении пропорциональной зависимости.
Воспитательная цель: воспитание умения внимательно выслушивать мнение других, воспитание уверенности в себе, воспитание культуры общения.
Ход урока.
1. Организационный этап
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми понятиями: прямая и обратная пропорциональные зависимости, и будем учиться решать задачи, опираясь на новые знания.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Что называют отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Что такое пропорция?
Сформулируйте основное свойство пропорции.
Выразите неизвестные переменные a, b, c, d: a : b = c : d.
Из следующих равенств составьте пропорцию: 15 ∙ 4 = 12 ∙ 5; 6 ∙ 8 = 12 ∙ 4.
Заполните * числами, чтобы пропорции были верными:
5 : 6 = 10 : * ; 3 : 17 = * : 102.
Постановка перед учащимися учебной проблемы
– А помогут ли нам полученные знания в решении практических задач?
3. Формирование новых знаний
Задача 1. Украшая зал к новому году, мы закупили две гирлянды по 120 рублей, их оказалось недостаточно, пришлось закупить еще четыре. Сколько будут стоить четыре таких же гирлянды?
Вывод: если количество товара увеличивается в несколько раз, то и увеличивается стоимость покупки во столько же раз.
В ходе устного осуждения учащиеся определяют, как изменяются зависимые между собой величины в данной задаче.
Определение: две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Задача 2. Велосипедиста проехал дистанцию за 20 минут, со скоростью 8 км/ч. За сколько минут можно пройти пешком эту дистанцию, двигаясь со скоростью 4 км/ч?
Если скорость уменьшается, то потребуется больше или меньше времени для прохождения дистанции?
Во сколько раз увеличилось время?
В ходе устного осуждения учащиеся определяют, как в этой задаче изменяются зависимые между собой величины.
Определение: две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз
Работа с учебником.
Запишем кратко условие задачи в виде таблицы.
Что известно?
Что надо узнать в задаче?
Примем за х (в руб.) – стоимость 1,5 кг товара.
Пусть х (руб.) – стоимость 1,5 кг.
| Количество товара | Стоимость товара |
I покупка II покупка | 3,2 кг 1,5 кг | 115,2 руб. х руб. |
Определите, какая зависимость между количеством товара и стоимостью покупки (Зависимость прямо пропорциональная.)
Объясните, почему? (Если купить товара в несколько раз больше, то и стоимость покупки увеличится во столько раз.)
Условно прямо пропорциональную зависимость обозначим одинаково направленными стрелками от большей величины к меньшей.
Почему пропорциональная зависимость так называется? Есть ли связь между пропорциональной зависимостью и пропорцией? Да, есть, отсюда и похожие названия.
Запишем пропорцию:
54 руб. – стоимость 1,5 кг товара.
Ответ: 54 руб.
Задача для самостоятельного решения (устно).
Буквой а обозначили длину стороны равностороннего треугольника, а буквой Р – его периметр. а) Будет ли величина Р прямо пропорциональна величине а? б) Заполните таблицу:
Сделайте вывод.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Закрепление, тренировка, отработка умений.
Решить № 782. Объяснение, комментарии, обоснование свой точки зрения отвечающего ученика.
Решить № 783 (решить у доски и в тетрадях).
Решение:
Пусть х (г) – масса II шара.
| Объем | Масса |
I шарик II шарик | 6 см3 2,5 см3 | 46,8 г х г |
| | |
Определите, какая зависимость между объемом шара и его массой? (Зависимость прямо пропорциональная.)
Объясните почему? (Если объем шара уменьшится в несколько раз, то и масса шара уменьшится во столько раз.)
Как показать, что зависимость прямо пропорциональная?
Запишем пропорцию:
19,5 г – масса II шар.
Ответ: 19,5 г.
Самостоятельная работа. Решение задачи № 784.
Решение.
№784
Пусть х (кг) масла получится из 7 кг хлопкового семени.
| Хлопковое семя | Масло |
I II | 21 кг 7 кг | 5,1 кг х кг |
Запишем пропорцию:
1,7 кг масла получится из 7 кг хлопкового семени.
Ответ: 1,7 кг.
Итог урока.
Какие величины называют прямо пропорциональными?
Какие величины называют обратно пропорциональными?
Сегодня мы решали больше задачи на прямую пропорциональность, на следующем уроке уделим внимание обратной пропорциональности.
Домашнее задание
В учебнике на стр. 133 из всех задач, предназначенных для домашней работы, выбрать те, в которых присутствует прямо пропорциональная зависимость, и решить две из них, и самостоятельно составить одну задачу на прямую пропорциональную зависимость.