МОУ « Шокшинская СОШ
Утверждаю
Директор МОУ Шокшинская СОШ» ____________ Н.Н. Коренькова
Положение о проведении недели русского языка в МОУ Шокшинская СОШ ( начальная школа)
Девиз недели: «Мал язык, да всем телом владеет».
1.1. Предметная неделя русского языка вводится в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса учащихся к предмету русский язык.
1.2. Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели должны соответствовать целям и тематике.
1.3. При составлении плана проведения предметной недели учитываются:
• занятость всех учителей МО;
• разнообразные формы проведения мероприятий;
• оформление стендов и кабинетов ;
• охват участников;
• чёткое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
1.4.Каждый учитель в рамках предметной недели участвует со своим классом в мероприятиях.
Программа предметной недели составлена с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Все мероприятия чётко распланированы в соответствии с заранее утверждённым расписанием. Проведение предметных недель в начальной школе является традиционным и вовлекает в работу всех учащихся младших классов. Это не только развлечения для учащихся, но одна из форм организации обучения, которая углубляет, дополняет и повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор. В работе недели задействованы все классы начальной школы. Каждый человек должен уметь грамотно писать, четко и ясно излагать свои мысли, правильно понимать то, что говорят другие.
Цель:
Повысить уровень мотивации к изучению русского языка и способствовать повышению образовательного уровня.
Задачи:
Привлечение всех учащихся для организации и проведения недели русского языка.
Проведение в каждом классе мероприятий, содействующих развитию познавательной деятельности учащихся.
Развитие интереса учащихся к урокам русского языка.
Обучение детей самостоятельности и творчеству.
Совершенствование навыка коллективной работы.
Время проведения : 20 февраля- 28 февраля 2017 года
Участники предметной недели : учащиеся 1-4 классов МОУ Шокшинская СОШ
Организатор предметной недели : учитель начальных классов-
Чиркова О.В.
Организация проведения недели русского языка.
1.Выполненные задания сдавать руководителю: О.В. Чирковой.
2.Жюри: Е. М. Пянтукова, В.А. Самсонова, Г.Н. Ермачкова.
3.Подвести итоги недели русского языка. Отметить и наградить учащихся, набравших большее количество баллов при выполнении заданий по русскому языку на общешкольной линейке
План проведения предметной недели
Понедельник. 20 февраля.
Открытие недели русского языка « Приключения Феди в стране русского языка»
5 урок.
Вторник . 21 февраля.
1 – 4 классы индивидуальное участие: составьте как можно больше слов, отвечающих на вопрос Кто? или Что? из слов:
На переменах
14.00
Среда . 22 февраля.
На уроках русского языка
Понедельник 27 февраля
14. 00
Задание: Дома подготовить высказывания Великих людей о русском языке с последующим оформлением в газете. Одно из высказываний выучить и представить на закрытии недели.
14.00
Вторник. 28 февраля.
5 урок
14.30
Неделя русского языка
Расписание
20- 27 февраля
Сроки проведения | Мероприятия |
1 день | Понедельник 20февраля | Открытие недели русского языка « Приключения Феди в стране русского языка». 5 урок. 1-4 классы |
2 день | Вторник 21 февраля | 1 – 4 классы индивидуальное участие: составьте как можно больше слов, отвечающих на вопрос Кто? или Что? из слов: На переменах (в каждом классе). 14.00 |
3день | Среда 22 февраля | На уроках русского языка |
4день | Понедельник. 27февраля | 14. 00 14.00 |
5 день | Вторник 27 февраля | 5 урок 14.30 |
Приложение 1.
Праздник открытия НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе
Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка.
Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.
Форма проведения: праздник открытия Недели русского языка.
У1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя!
У2:Приветствуем также гостей нашего мероприятия!
Хором: С праздником Вас всех!
У1: Сегодня в нашей школе необычный день!
У2: Сегодня мы отправляемся в увлекательное и трудное путешествие - путешествие в Страну Русского Языка!
Ученик: А что это за страна такая?
У1: Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.
Чтец 1.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и дети
Приумножать его богатство много раз.
Чтец 2.
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Чтец 3.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
У1: - Да, ребята, чудеса действительно случаются. Наверное, все помнят случай из одной известной сказки, когда от запятой зависела жизнь человека.
Инсценировка. (На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперёд идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое!
(Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Давайте ваше предложение и запятую. (предложение написано на доске)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова )
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: Казнить, нельзя помиловать.
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. (выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , , (предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева: Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?): Разные вопросы задаю я всем: -Как? -Откуда? -Сколько? -Почему? -Зачем? -Где? -Куда? -Какая? -Отчего??
-О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! | 2 уч-ся (!): -Обычно в предложении Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Мне право от рождения В грамматике дано: Где я, то предложение С особым выражением Произнестись должно! |
3 уч-ся (.): У меня особый пост В самой малой строчке.. Меня надо уважать. Меня слушать надо.. А в конце повествования Поставьте этот знак препинания | 4 уч-ся (…): Обо мне сложены такие строчки: Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими Туманными намёками… 5 уч-ся (:): - Я - двоеточие. Обо мне говорят так: Оно глазастое Ходит, знаниями хвастая: Так и хочется ему Разъяснить нам, Что к чему... |
6 уч-ся (-): - Я Лягу палочкой на строчку: - Проходите по мосточку. | :7 уч-ся - Мы Словам раскрываем объятия: - Ждём в гости вас, Милые братья! |
У1 - Вот и все наши гости. Прошу садиться.
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
У1 - Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска (выглядывает из-за кулис):
- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят: «Выйдет на дорожку, Всем подставит ножку».
Федя: - Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?
Дети: - Запятая!
Федя: - Правильно, ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Так, ребята?
У- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гостье, которая тебя спасла от смерти. Проходите и садитесь, гости дорогие.
- А наш праздник продолжается.
У - В современном русском языке много разделов:какие?
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика (показать на таблички)
Ведущий. Да, сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить.
У.Ребята, не надо бояться трудностей. Ведь на это у вас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Чтец
Спросили Лежебокину:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, А тем более
Творить Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А ты смогла бы новые
Придумать имена?
- Давно придумала:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
У:- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
Игра с залом «Летит по небу шар»
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук:
сначала заменяется слово «шар», потом слова «небо», «летит», «мы»:
- «шар»- круг руками в воздухе,
- «небо»- палец вверх,
- «летит»- руки в стороны,
- «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди.
Ведущий 1. - Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка», которая поможет продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.
Ведущий 2:
И пусть сильней кипит борьба, острей соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания!
(Звучит торжественная музыка).
Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и викторины, занимательные игры и приключения.
Ведущий 2. Поэтому по школе издан указ, который сейчас мы и огласим.
Вместе. Слушайте все! (Ведущие достают свитки и читают)
Ведущий 1. Пункт первый. Всем! Всем! Всем! Чтобы не заблудиться в Стране Русского языка, каждому классу выдать «маршрутный лист», в котором указано, в каком направлении нужно двигаться каждый день.
Ведущий 2. Пункт второй. Каждый ученик может принять участие во всех проводимых конкурсах.
Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях русского языка .
Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных.
Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести линейку, на которой дипломами и грамотами наградить лучших из лучших.
Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно!
У.Пусть девиз «Недели Русского Языка» будет такой: ««Мал язык, да всем телом владеет»
(Повторяют все хором).
В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка! Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!
Приложение 2
Олимпиада по русскому языку для 1 класса.
Фамилия имя _____________________________________________________
Задание 1. Напиши слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы. _____________________________ Задание 2. Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи её. а у ё и о Задание 3. Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их. а я у ю ы Задание 4. Напиши слово, состоящее из семи я? ______________________________________ Задание 5. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её. Труд, портит, человек, кормит, лень, а, _____________________________________________________________ Задание 6. Какие слова следует писать с большой буквы? Подчеркни нужную букву. (М м)арина огурцы (М м)ариновала, (М м)ила (М м)алину перебирала, (М м)алина (М м)анила (М м)арину и (М м)илу, (М м)арине и (М м)иле (М м)алина (М м)ила. Задание 7. Сколько в словах слогов? Ягоды _______, читаю________, осень___________, дождь________, трамвай_________, герои_________. Задание 8. В каких словах число букв и звуков совпадает? Подчеркните эти слова. Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа. Ответы Олимпиада по русскому языку для 1 класса. Фамилия имя _____________________________________________________ Задание 1. Напиши слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы. Алфавит , азбука 1 балл Задание 2. Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи её. а у ё и о 1 балл Задание 3. Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их. а я у ю ы 1 балл Задание 4. Напиши слово, состоящее из семи я? ____семья 2 балла Задание 5. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её. Труд, портит, человек, кормит, лень, а, ________Труд человека кормит , а лень портит. 2 балла Задание 6. Какие слова следует писать с большой буквы? Подчеркни нужную букву. (М м)арина огурцы (М м)ариновала, (М м)ила (М м)алину перебирала, (М м)алина (М м)анила (М м)арину и (М м)илу, (М м)арине и (М м)иле (М м)алина (М м)ила. 2 балла Задание 7. Сколько в словах слогов? Ягоды 3, читаю 3, осень 2, дождь 1, трамвай 2, герои 3. 2 балла Задание 8. В каких словах число букв и звуков совпадает? Подчеркните эти слова. Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа. 1 балл 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 1 балл | 12 б. | 1 место 11 – 12 баллов 2 место 8 – 10 баллов 3 место 6 – 7 баллов.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | Список | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 1 балл | 12 б. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 класс | |
Олимпиадные задания
Школа______________________ Класс________________
Фамилия____________________Имя__________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Кол-во Баллов | | | | | | | | | | | | | | |
Всего баллов: | |
Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово:
маиз, шиамна, теевр, акша.
Ответ:_______________________________________________________(4 балла)
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Названия блюд подчеркни:
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
( 5 баллов)
Прочитай слова. Если используешь первые буквы слов в скобках, то отгадаешь клички животных. Запиши их правильно рядом с названием каждого животного.
Конь______________________(бочка, утка, яма, нос).
Корова ____________________(нога, очки, чулки, кот, арбуз).
Коза ______________________(заяц, орёл, йод, крыша, автобус).
Котик_____________________(пушка, ухо, шишка, осина, крот).(4 балла)
Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов):
Голоден как_____________________
Изворотлив как__________________
Нем как_________________________
Болтлив как_____________________
Как мокрая _____________________
( 10 баллов)
В каждом ряду найди лишнее слово и подчеркни его. Рядом напиши обобщённое название оставшихся предметов:
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - _______________
Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - ____________
Дождь, снег, град, гололёд, иней - ____________________
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _______
Ответ:_______________________________________________________(8 баллов)
Соедини стрелками начало фраз их концы.
Будет и на нашей улице… …дома лучше.
Волков бояться - …сплыло.
Было, да… …век учись.
В гостях хорошо, а… …праздник.
Век живи - … …в лес не ходить.(10 баллов)
Запиши названия птиц. Для этого в каждом ряду найди и зачеркни одинаковые буквы.
повтиокщьткьувха_________________________________________________
кщбефагшбофашлк_________________________________________________
клэвагоарэшвгулн___________________________________________________(6 баллов)
Вставь в пропуски подходящие по смыслу слова, которые даны внизу.
На скрипучие качели
сели шустрые __________.
Повертелись,___________,
на верёвки _____________.
Плохо кончились затеи –
Лопнул старенький канат…
Все упали вверх тормашками
и вздыхали под___________:
« Ох, как лапочки__________!»
(М. Моравская)
Слова для справок: шмели, ромашками, налегли, болят, загудели. (5 баллов)
Запиши слова во множественном числе:
Стол – ________________________; стул – _____________________;
ухо - ___________________; человек – __________________________;
дерево – ___________________; козлёнок - _________________________. (6 баллов)
Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.
Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
Ответ:__________________ (2 балла)
Вставьте в скобки слог из трёх букв. Он должно заканчивать первое слово и начинать второе.
Карна ( ____) ьсТеле (______) тан
Под (_____) окБал (______) церт
Вам (______) амидаУтко (______) илки(12 баллов)
Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией:
Зонтик «Дикие лебеди»
Санки «Стойкий оловянный солдатик»
Скорлупа грецкого ореха «Оле-Лукойе»
Крапива «Снежная королева»
Бумажный кораблик «Дюймовочка»
(10 баллов)
Подчеркните слова, в которых третий слог ударный.
Крокодил, столовая, книжечка, алфавит, Ирина, Светлана.
(3 балла)
Сравни 2 таблицы. Соотнеси буквы из правой таблицы со следованием цифр в левой, запиши получившуюся пословицу.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________
(15 баллов)
9 | 11 | 14 | 3 | 4 | 16 | 5 | 8 | 13 | 7 | 19 | 10 | 12 | 17 | 2 | 18 | 20 | 6 | 15 | 1 | н | я | т | з |
т | ч | е | е |
е | п | ь | ь |
н | е | е | н |
я | р | у | б |
Ответы на олимпиадные задания
по русскому языку
2 класс
1.Зима, машина, ветер, каша.
-
2.Салат, уха, компот, рагу.
-
3. Конь Буян
Корова Ночка
Коза Зойка
Кот Пушок
-
4.Голоденкак_собака
Изворотлив как уж
Нем как рыба
Болтливкак_сорока
Как мокрая __курица
-
5.Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - __имена людей__
Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - _молочные продукты
Дождь, снег, град, гололёд, иней - __осадки
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _игры
-
6.Будет и на нашей улице… …дома лучше.
Волков бояться - …сплыло.
Было, да… …век учись.
В гостях хорошо, а… …праздник.
Век живи - … …в лес не ходить.
-
7.пищуха, щегол, коршун
8.На скрипучие качели
сели шустрые шмели.
Повертелись, загудели,
на верёвки налегли.
Плохо кончились затеи –
Лопнул старенький канат…
Все упали вверх тормашками
и вздыхали под ромашками:
« Ох, как лапочки болят!» (М. Моравская)
9.Стол – столы; стул – стулья; ухо - уши_; человек – люди;дерево – деревья; козлёнок - козлята_.
10. Ответ: 5 раз.
11.Карна (вал)ьсТеле (_фон_) тан
Под (нос) окБал (__кон) церт
Вам (_рам) амидаУтко (_нос_) илки
12.Зонтик «Дикие лебеди»
Санки «Стойкий оловянный солдатик»
Скорлупа грецкого ореха «Оле-Лукойе»
Крапива «Снежная королева»
Бумажный кораблик «Дюймовочка»
13.Крокодил, алфавит.
14.Без терпенья нет ученья.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Олимпиадные задания
Школа______________________ Класс________________
Фамилия____________________Имя__________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Кол-во Баллов | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Всего баллов: | -
|
-
"Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________
(4 балла)
Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________
(7 баллов)
Составь слово, если в нём:
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. ____________________
(2 балла)
Что означают данные слова?
Уста –__________________
Очи –__________________
Перст –__________________
Чело – __________________
(8 баллов)
Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________
(12 баллов)
-
Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.(8 баллов)
Жили-были дед да баба. Занимались они огородничеством. Имена старухи, деда, названия их жилища и того, что они сеяли, читается одинаково справа налево и наоборот. Найдите эти слова.
Дед ____________________.
Баба ___________________.
Жилище ________________.
Растение ________________.(8 баллов)
Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:
Щ, о,р, б ________
Е,л,о, д _________
Н, ы, о, т________
(6 баллов)
Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ___________,
По утрам забываю свои _________________,
В белый день забываю огни,
По ____________ забываю дни. (А.А. Блок) (9 баллов)
-
«Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество______________(10 баллов)
-
Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я(4 балла)
-
-
Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,___________________________________
Скоро сказка сказывается,___________________________________
Это всё присказка,__________________________________________
(12 баллов)
Соедини линиями фамилии авторов и их произведения.
К. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья»
С. Михалков «Федорино горе»
Э. Успенский «Снежная королева»
А. Пушкин «Дядя Степа»
Г. Х. Андерсен «Конек-Горбунок»
П. Ершов «Сказка о рыбаке и рыбке» (6 баллов)
В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно.
а) В гостях хорошо, а дома – хуже. ______________________________________________
б) Ус хорошо, а два – лучше. ___________________________________________________
в) Дыма без коня не бывает. ___________________________________________________
(4 балла)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ответы на олимпиадные задания
по русскому языку
3 класс
Нос, уши, ветер, язык.
Клевать носом__ засыпать, дремать
Зарубить на носу__запомнить
Чесать языки____болтать, сплетничать
Выходить из себя___злиться, раздражаться
Дать стрекача__убегать
Бить баклуши __бездельничать
Ломать голову__думать_
Приморский .
Уста –_губы
Очи –__глаза
Перст –_палец
Чело – __лоб_
Подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок.
__Август_ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
__Аппетит_ пропал у пони
__Астры____ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
__Ананасы__ уплетает.
-
Дед ___Тит_____.
Баба Анна, Алла
Жилище __шалаш___.
Растение _боб__.
Борщ, дело, ноты.
Я сегодня не помню, что было _вчера_,
По утрам забываю свои _вечера__,
В белый день забываю огни,
По _ночам_ забываю дни
Подвал, дверь, стройка, витрина, одиночество.
Иван, Иваново, Волга, Галя, Аля, Иванов, Вано.
Поди, туда - не знаю куда,_ принеси то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается,__ да не скоро дело делается._
Это всё присказка,__сказка будет впереди_________.
К. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья»
С. Михалков «Федорино горе»
Э. Успенский «Снежная королева»
А. Пушкин «Дядя Степа»
Г. Х. Андерсен «Конек-Горбунок»
П. Ершов «Сказка о рыбаке и рыбке»
а) В гостях хорошо, а дома – хуже.лучше
б) Ус хорошо, а два – лучше.ум
в) Дыма без коня не бывает.огня
-
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Олимпиадные задания
Школа______________________ Класс________________
Фамилия____________________Имя__________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Кол-во Баллов | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Всего баллов: | -
|
-
В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни. Какой зверь? Напиши.
а) палисадник; б) камыш; в) заслонка; г) посёлок; д) укротитель. _______________
(2 балла)
Объясните значение фразеологизмов одним словом.
-
Мозолить глаза - __________________________________________
Прикусить язык - __________________________________________
После дождичка в четверг - _________________________________
Лясы точить - _____________________________________________
У чёрта на куличках - ______________________________________(5 баллов)
-
Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:
Дядя Фёдор-________________ Гена - __________________________________
Багира -____________________ Господин Нильсон- ______________________
Гвидон - ___________________ Яло - ______________________________
(15 баллов)
Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________ (8 баллов)
-
-
-
Поставьте слова в множественное число:
Человек - ______________ Лист (бумаги) - _____________
Лист (дерева) - ____________ Ребёнок - _________________
Зуб (волка) - _______________ Зуб (пилы) - _______________(6 баллов)
-
Вставь вместо*___ предлоги:
Я *___ утра *_____ лесу гуляю,
*_____ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю *____ березку и *____ мох,
*_____ малину, ежевику,
*_____ ежа и *_____ ежиху,
*______ которой *______ ежат
Все иголочки дрожат.(10 баллов)
Установи соответствие и соедини стрелками правильные ответы.
Алексей Толстой «Три толстяка»
Александр Волков «Городок в табакерке»
Юрий Олеша «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Владимир Одоевский «Волшебник изумрудного города»(4 балла)
-
-
Какие животные упоминаются в следующих устойчивых выражениях?
1. Пишет как ____________ лапой.
2. Делить шкуру неубитого ____________ .
3. На сердце ______________ скребут.
4. ___________ носа не подточит.
5. Лить ____________ слезы.
6. Биться, как__________ об лёд.
7. Вот где_____________зарыта.(7 баллов)
9. Впиши в строчки сложные слова с недостающими буквами.
С | -
| -
| -
| -
| -
| Д |
-
| А | -
| -
| -
| О | -
|
-
| -
| М | -
| Х | -
| -
|
-
| -
| -
| О | -
| -
| -
|
-
| -
| Р | -
| Л | -
| -
|
-
| А | -
| -
| -
| Е | -
|
П | -
| -
| -
| -
| -
| Т |
1.Специалист по разведению сада. 2.Паровой колёсный двигатель.
3.Канал для выхода дыма из печи.
4.Русская народная игра- пляска.
5.Лес, поваленный бурей.
6.Стихийное, бесплановое событие.
7.Огнестрельное оружие.
(14 баллов)
10.Отгадайте и запишите слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА
Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ
Суффиксы из слова ЛЕСНИК
Окончание из слова УЧЕНИКИ ________________________(2 балла)
11. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
1) ''Найденная луна''________________________________
2) ''Прекрасный лебедь''__________________________________
3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' _______________
4) ''Умник на солнце''______________________________________ (12 баллов)
12.Какое из этих выражений означает не то, что остальные? Подчеркни его. а) На всех парах.
б) Во весь опор.
в) Во всю прыть.
г) Во всю глотку.
д) На всех парусах.(4 балла)
13. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________(8 баллов)
14. Соотнеси начало и окончание. Соедини стрелками.
Пушинка к пушинке – проживёт и семейка.
Была кучка, и выйдет перинка.
Копейка к копейке - стал ворошок.(3 балла)
Ответы на олимпиадные задания
по русскому языку
4 класс
1.камыш (мышь)
-
2. Мозолить глаза - _____надоедать____________
Прикусить язык - ____замолчать_____________________
После дождичка в четверг - ___когда-нибудь, не скоро_____________
Лясы точить - ____________болтать_____________
У чёрта на куличках - ______очень далеко___________
-
3.
Дядя Фёдор-__мальчик Гена - _______крокодил__
Багира -__пантера Господин Нильсон- ________человек_______
Гвидон - _князьЯло - _____девочка________
-
-
4. Ракета - _карета___
Каприз - ____приказ_____
Мольба - ___альбом____
Каратист - ____артистка_
-
5.Человек - __люди__ Лист (бумаги) - _листы
Лист (дерева) - __листья_ Ребёнок - ___дети_
Зуб (волка) - __зубы___ Зуб (пилы) - ___зубья__
-
6. Я С утра ПО лесу гуляю,
ОТ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
ПРО березку и ПРО мох,
ПРО малину, ежевику,
ПРО ежа и ПРО ежиху,
ОТ которойУ ежат
все иголочки дрожат.
7. Алексей Толстой «Три толстяка»
Александр Волков «Городок в табакерке»
Юрий Олеша «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Владимир Одоевский «Волшебник изумрудного города»
8.1)курица; 2) медведя; 3) кошки; 4) комар; 5) крокодильи; 6) рыба; 7) собака
-
садовод, паровоз, дымоход, хоровод, бурелом, самотёк, пулемёт
-
подснежники
-
1) ''Найденная луна''___Краденое солнце_
2) ''Прекрасный лебедь''___Гадкий утёнок__________
3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
4) ''Умник на солнце''___Незнайка на Луне__
12.во всю глотку
13. Лик + рок = __кролик__
Поле + дар = __леопард__
Шаль + до = __лошадь___
Лов + буй = ___буйвол____
14.Пушинка к пушинке – проживёт и семейка.
Была кучка, и выйдет перинка.
Копейка к копейке - стал ворошок.
-