СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования читательской грамотности у обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования читательской грамотности у обучающихся начальных классов»

Мастер-класс на тему

«Формирование читательской грамотности у младших школьников»


Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.

За окном 0уже зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете.

Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, (три цвета)

Психологи доказывают, что

красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение;

желтый – познание истины;

синей - душевный подъем.

Таким образом я узнала, что у вас сегодня

хорошее настроение, вы ощущаете душевный подъем и готовы познать истину.

Бабочки были выбраны не случайно, посмотрите, пожалуйста, одну притчу (видео)

Ссылка на слайде 1

Притча

- Какой вывод для себя, как учителей, мы можем сделать?

- Т.е от кого зависит каким станет ребенок?

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от умения применять знания в различных сферах своей жизни.

Давайте обратимся к цитатам которые указаны на обратной стороне бабочки. Прочитайте их и подумайте, какой будет тема нашего мастер-класса?

Слайд 2

- о чем же мы будем говорить на мастер-классе?

-Действительно, все цитаты говорят о чтении или читательской грамотности.

Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем  современного образования.  



Слайд 3

- Сегодня я подробнее познакомлю вас с различными приемами Формирования читательской грамотности у младших школьников. Надеюсь, этот опыт будет полезен вам в работе.

- Итак, разрешите начать нашу работу с небольшого интервью. Я прошу участников мастер-класса ответить на мои вопросы, если высогласны, то поднимаете бабочку, если нет – не поднимаете.


  1. Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

  2. Верите ли вы, что урок длится 60 минут?

  3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

  4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

  5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

  6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

  7. Верите ли вы, что можно у младших школьников сформировать читательскую грамотность?

- Я тоже в это верю. 

Один из приемов формирования читательской грамотности как раз является тот, который я свами провела

- Предложите название этого приема

- Как вы думаете в какой момент урока его можно использовать и с какой целью?


Слайд 4

Действительно это

Приём «Верите ли вы…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.


Теперь возьмите конверт №1.

Перед вами текст разделенный на отрывки, соберите его в правильном порядке.

Посмотрим что у вас получилось?


Слайд 5

Сверте свой порядок со слайдом.

Поднимите руки у кого получилось правильно

- как можно назвать этот прием? (если у него все перепутали)

- С какой целью его можно использовать?


Слайд 6

Этот прием называется «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.


Слайд 7

На стола у вас карточка №3

Переверните ее и найдете текст. Прочитайте его и на полях поставьте знаки «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

Что для вас было новое?

Есть у вас вопросы по тексту?

- что это за прием?


Слайд 8

Это прием

«Инсерт» - система разметки для эффективного чтения и размышления, когда при чтении на полях текста или специальных полосках к тексту расставляются пометки: («v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы)

Слайд 9

Переходим к следующей работе

- скажите, сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?

-. А теперь я предлагаю провести такой же эксперимент со словами.


Слайд 10

Прочитайте предложение видя только верхюю часть.

Слайд 11

-легко было?


Слайд 12

А теперь по нижней части.

Слайд 13

-теперь легко? (Это, кстати, уже труднее)

-а как вы думаете с какой целью можно использовать этот прием?

Позволяет развивать беглое чтение, осознанным, легким.

Этот прием позволяет развивать Антиципацию - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы.

- как можно назвать этот прием?

Слайд 14

Этот прием так и называется «Пол-арбуза»

Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант приема. Карточки с простыми словами разрежьте вдоль на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Попробуйте это сделать, возьмите конверт №2

- какие слова получились?

- Знаете ли вы их значение?


Слайд 15

А теперь поиграем. Возьмите карточку №4. Перед вами буквы.

Читайте вопросы на слайде, вычеркивайте те буквы, которые будут в слове отгадке.

Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет все буквы. Как закончите, поднимите руку.

Выполняйте

1. Собака, помогавшая деду и бабе тащить из земли репку.

2. Веселый песик с черной шерстью, остренькими ушками и маленькими, забавно блестевшими глазками, из-за которого девочка попала в волшебную страну. (Тотошка)

3. Слепой Кот, товарищ Лисы Алисы. (Базилио)

4. Ученая собака, с которой выступал Карлсон. (Альберг)

5. Пудель Мальвины из произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».(Артемон)


- у нас есть победитель

- На какую игру этот прием похож?



Слайд 16

Это Приём «лото». 



 Следующий, тоже очень интересный прием «Шерлок».

Слайд 17

У вас на столах карточка №5, на которых произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю одно из слов, а вы его находите и зачеркиваете.

Начнем

знание Урок ЧТЕНИЕ Глаза учебник писатель письмо учить человек текст интересно слова ВСЛУХ роман тетрадь персонаж учеба

- В чем польза этого приема?

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

- почему прием называется «шерлок»? (ищу)



Слайд 18

А теперь представьте, что я корреспондент познавательного журнала, и снова беру у вас интервью.

- о чём мы сегодня говорили на мастер-классе?

- как сделать урок ярким и запоминающимся?

- какие приёмы вам больше всего понравились?

- был ли полезным для вас сегодняшний мастер-класс?

- Как вы думаете, как называется этот прием? «Корреспондент»

-когда лучше всего его использовать на уроке?

Это прием лучше всего использовать в конце урока как подведение итога. И можно его использовать абсолютно на любом уроке.


Слайд 19


Уважаемые педагоги, завершить свой мастер класс я хочу тем, с чего начала - приемом, который называется «Все в твоих руках».

Беред вами рука, где каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, «посадите» свою бабочку на тот палец, позиция которого соответствует вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.



Мне очень приятно видеть что …

Спасибо большое за работу!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!