Выступление на МО учителей старших классов «Приёмы формирования коммуникативных УД на уроках письма и развития речи в коррекционной школе»
Подготовила:
Ванькова Л.И., учитель русского языка и чтения
МБОУ «СКШИ VIII вида»
29.10.2019г.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно. (А. Дистерверг)
Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научить ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому.
В рамках обучения по ФГОС колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии со школьниками. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.
Языковое образование и речевое развитие школьников коррекционной школы – одна из центральных задач. В своей работе я выделяю две задачи : - необходимость исправления недостатков речевого развития у детей с интеллектуальными нарушениями; - использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции.
Приёмы формирования коммуникативных УД. - работа в паре; Работая в паре , ученики выполняют задания в игровой форме, проигрывают ситуации, предложенные в заданиях, сравнивают результаты, объединяют найденные решения, приобретают навыки проверки результатов, придумывают задания друг для друга, работают по образцу. - работа в группе;
Приёмы ориентированные на устную коммуникацию: - все формы учебного диалога; - сообщения; - ролевые и деловые игры; - учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед; - обсуждения, дискуссии, диспуты; - выступления на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах…; - вовлечение обучающих в работу театральных студий.
Приемы, ориентированные на письменную коммуникацию: - ролевые и деловые игры; - учебные исследования и проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов; - подготовка и размещение статей в классную стенгазету;
Приёмы работы над предложением: 1) чтение образцов, обработка интонации, выразительности; 2) вопросы ученикам, которые стимулируют их на составление сложных ответов (Что ты знаешь про ежа?) 3) Конструктивные упражнения: а) построение предложений из разрозненных слов (Видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в.) б) работа с деформированным текстом; в) работа по восстановлению текста; 4) деление текста данного без точек и заглавных букв на предложения; 5) ступенчатое распространение предложения (Птицы вернулись. Перелётные птицы вернулись. Перелётные птицы вернулись из тёплых стран. …)
6 ) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. («С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овёс и ячмень тоже уже убрали». – «С полей уже убрали рожь, пшеницу, овёс и ячмень».) 7) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов. (Например, дано начало предложения: «Петя поехал в горный лагерь,…» затем предлагается несколько вариантов закончить его: и мама осталась одна дома; а Саша отправился с отцом в Москву. …) 8) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения, объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. (Дано предложение : «В марте с крыш капает, весна приближается.» Дети составляют свои предложения: «Закапало с крыш, весна скоро. Приближается весна, с крыш уже капает.»…)
9) Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными подлежащими…); 10) Составление предложения по данной синтаксической схеме: ( Втор. член, подлежащее, сказуемое, втор. член. …Прожорливые скворцы уничтожают гусениц.); 11) Редактирование предложений или групп, содержащих речевые ошибки, недочёты; 12) Творческие упражнения по составлению предложений: - составление предложений по 2 – 3 опорным словам; - составление предложений по предметной или сюжетной картинке; - составление предложений по заданному обороту, фразеологизму, крылатому выражению; - составление предложений по узкой теме; - свободное составление предложений на любую тему.
Коммуникативные УД формируются тогда, когда ученик учится отвечать на вопросы; ученик учится задавать вопросы; ученик учится вести диалог; ученик учится пересказывать сюжет; учеников учат слушать.
Основу формирования коммуникативных УД составляет опыт человеческого общения во всех его формах. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных учебных действий обучающихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.