СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  данной  статье  представлены  приемы  рефлексии  на  уроках 

Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии на уроке»

Педагогические приемы формирования самооценки обучающихся начальных классов

Тот, кто сумел оценить свою работу,

тот и получает преимущества в движении вперед.

Е. Доманский

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой.

Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному. Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно - помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?

Рассмотрим характеристику самооценки учащихся по Г. А. Цукерману

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Существует множество различных форм оценивания, и каждый педагог выбирает, свои методы, формы и приемы. Их можно разделить на несколько групп:

По содержанию: устная и письменная.

По способам проведения: анкеты, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок и др.

По форме: фронтальная, индивидуальная, групповая.

По цели: оценка эмоционального состояния, нравственных, физических качеств, оценка деятельности и усвоения содержания учебного материала.

По типу урока: знакомство с новым материалом, промежуточная, итоговая.

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.


Данные методики и приемы использовались в 1 классе, в основном самооценка первоклассника строится на эмоциональном уровне, понравилось, не понравилось, могу, не могу, получилось, не получилось.


Прием «Стрелочки»


Предлагается детям определить настроение в начале урока и показать соответствующую стрелочку определенного цвета.

Желтая - отличное

Зеленая - хорошее

Синяя - плохое.

Таким же образом оценивают свое состояние, настроение в конце урока, что получилось, что оказалось сложным.


Прием «Цветовые дорожки»


Позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно. Жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался. Зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Прием «Солнышко и тучка»

Если хорошее настроение, все было понятно на уроке, со всеми заданиями справились, то поднимают солнышко. Если вдруг, что то оказалось сложным, не получилось у ребенка ответить на несколько вопросов, то в данном случае поднимается тучка. И обязательно анализируем, что не получилось и по какой причине.

Во втором классе использую более сложные приемы, такие как:


Прием «Корзина знаний»

Используется на уроках закрепления знаний или рефлексии. Во время урока самые активные ребята наполняют корзину яблоками. В конце урока она пополняется, но уже яблоки будут разного цвета в зависимости от активности на уроке и ответов.


Прием «Лесенка»


1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.


Прием «Линеечки»


После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.


Прием «Радуга»

Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно, дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.


Прием «Древо знаний»


Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».

Прием «Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!