Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л.Мельниковой)
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | между двумя (или более) положениями | 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников воп -росом или практическим заданием. |
между житейским представлением учащихся и научным фактом | 3. Шаг1. Обнажить житейское представле -ние учащихся вопросом или практическим зада -нием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить науч-ный факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
С затруднением | между необходимостью и невозможностью выполнить задание | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим 6. Шаг1. Дать практичес -кое задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено |
- Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери. -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери). – К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.) -Определите их род и падеж. (ж.р., П.п) -Выделите окончания. (-е, -и) -Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) (Приём №1)
На доске записаны слова: Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы. –Какая буква объединяет все слова?(ц) -Какая буква написана после «ц»? (и, ы) -Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы) -Какой вопрос у вас возникает?(Приём №1)
Урок математики по теме «Круг и окружность» -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь? -Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, Кто же я такой, друзья? …(круг) У круга есть одна подруга Знакома всем её наружность. Она сестра родная круга, А называется… (окружность) Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки. –Как вы считаете : где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения ) (Приём №2)
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав?(Приём №2)
Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные» На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.) -Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием) -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) (Приём №3)
Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. –Какие фигуры перед вами? -Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка) -Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника) -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут). (Приём №4)
Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367 -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа) -Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.) -В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание? (Приём №5)
Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения» -Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правопи- сание мягкого знака на конце наречий после шипящих) -Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак) -Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…, рож… , сплош…, вскач… . –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что…). - Прочитайте предложение, записанное на доске: Нашей Маше замуж… невтерпёж… .. –Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь») - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь») (Приём №6)
- Предлагаю каждой группе доказать соответствие выбранного ими приёма фрагменту урока.
Вывод:
Без сомнения, технология ПД – современная, отвечающая требованиям ФГОС, здоровьесберегающая, уникальная и детально разработанная.