СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы ТРИЗ технологий на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены конкретные приемы ТРИЗ технологий (создание загадок) на уроках русского языка для детей с ОВЗ в среднем и старшем звене.

Просмотр содержимого документа
«Приемы ТРИЗ технологий на уроках русского языка»


Приемы ТРИЗ технологий на уроках русского языка

Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! (Автор - Алла Александровна Нестеренко)

ШАГ 1. ОТВЕТ

Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».

Для примера возьмем часы.

ШАГ 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ

В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.

Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.

Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить игру слов: часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…

ШАГ 3. АНАЛОГИИ

Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите аналогии. Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.

Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.

Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:

«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!»


Объект

Часы

НО НЕ

Аналогии


Характеристика: Какой?

точные

НО НЕ


науки

Характеристика: Что делает?

ходят

НО НЕ


поезда

Характеристика: Какой?

карманные

НО НЕ


фонарики

Характеристика: Что делает?

показывают

НО НЕ


проектор



Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.

ЗАГАДКА ДЛЯ ТЕРМИНА

А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «предлог».

Вспомним, что это предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.

  1. Исходный объект: предлог

2. Характеристика

3.Аналогия

4.Загадка

Часть речи

Союз


Часть речи, но не союз!

Которая служит

Собака


Которая служит, но не собака!

Для связи слов

Веревка


Для связи слов, но не веревка!

В предложении

Помощь


В предложении, но не помощи! Что это?





  1. Исходный объект: суффикс

2. Характеристика

3.Аналогия

4.Загадка

Часть слова

Слог


Часть слова, но не слог!

Которая стоит после корня

Дерево


Которая стоит после корня, но не дерева!

И служит

Солдат


И служит, но не солдат!

Для образования

Знания

Для образования, но не знаний!

Новых слов

Неологизм

Новых слов, но не неологизмов! Что это?



Источники:

  1. Нестеренко (Селюцкая) А.А. «Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ» Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013 ˗ 603c.


  1. http://emanuelt.ru/ (Преобразовательный блог Тани Эмануэль)