Просмотр содержимого документа
«Приемы ТРИЗ технологий на уроках русского языка»
Приемы ТРИЗ технологий на уроках русского языка
Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! (Автор - Алла Александровна Нестеренко)
ШАГ 1. ОТВЕТ
Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».
Для примера возьмем часы.
ШАГ 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ
В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.
Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.
Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить игру слов: часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…
ШАГ 3. АНАЛОГИИ
Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите аналогии. Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.
Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.
Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:
«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!»
Объект | Часы | НО НЕ | Аналогии |
Характеристика: Какой? | точные | НО НЕ | науки |
Характеристика: Что делает? | ходят | НО НЕ | поезда |
Характеристика: Какой? | карманные | НО НЕ | фонарики |
Характеристика: Что делает? | показывают | НО НЕ | проектор |
Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.
ЗАГАДКА ДЛЯ ТЕРМИНА
А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «предлог».
Вспомним, что это предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.
Исходный объект: предлог |
2. Характеристика | 3.Аналогия | 4.Загадка |
Часть речи | Союз | Часть речи, но не союз! |
Которая служит | Собака | Которая служит, но не собака! |
Для связи слов | Веревка | Для связи слов, но не веревка! |
В предложении | Помощь | В предложении, но не помощи! Что это? |
Исходный объект: суффикс |
2. Характеристика | 3.Аналогия | 4.Загадка |
Часть слова | Слог | Часть слова, но не слог! |
Которая стоит после корня | Дерево | Которая стоит после корня, но не дерева! |
И служит | Солдат | И служит, но не солдат! |
Для образования | Знания | Для образования, но не знаний! |
Новых слов | Неологизм | Новых слов, но не неологизмов! Что это? |
Источники:
Нестеренко (Селюцкая) А.А. «Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ» Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013 ˗ 603c.
http://emanuelt.ru/ (Преобразовательный блог Тани Эмануэль)