СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фразеологизмы, источники фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 6 класса ( по Рыбченковой),  отражает основные вопросы по теме  урока

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фразеологизмы, источники фразеологизмов"»

Двенадцатое ноября  Классная работа Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Двенадцатое ноября Классная работа

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Фразеология  =фразис (греч)  выражение + логос (греч)  учение –  это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеология =фразис (греч) выражение + логос (греч) учение – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.  В предложении является одним членом предложения.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.

 Словосочетания  Свободные Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза. (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)  Несвободные За двойку по литературе папа мне намылил голову. (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Словосочетания

Свободные

Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные

За двойку по литературе папа мне намылил голову.

(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Фразеологизмы могут иметь   синонимы Вагон и маленькая тележка - куры не клюют, пруд пруди, невесть сколько, хоть отбавляй, непочатый край. Во все лопатки - на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову, как на пожар. Снять стружку – дать нагоняй, намылить голову, разделать под орех, надавать по шее. Переливать из пустого в порожнее – точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе.

Фразеологизмы могут иметь синонимы

  • Вагон и маленькая тележка - куры не клюют, пруд пруди, невесть сколько, хоть отбавляй, непочатый край.
  • Во все лопатки - на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову, как на пожар.
  • Снять стружку – дать нагоняй, намылить голову, разделать под орех, надавать по шее.
  • Переливать из пустого в порожнее – точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе.
Фразеологизмы могут иметь   антонимы Жить душа в душу – как кошка с собакой. Пруд пруди- с гулькин нос, раз-два и обчёлся. За тридевять земель – рукой подать . Засучив рукава – спустя рукава .

Фразеологизмы могут иметь антонимы

  • Жить душа в душу – как кошка с собакой.
  • Пруд пруди- с гулькин нос, раз-два и обчёлся.
  • За тридевять земель – рукой подать .
  • Засучив рукава – спустя рукава .
Фразеологический оборот = фразеологизм  = идиома.  Крылатые выражения = афоризмы.  Пословицы и поговорки. Зачем применяются в речи?  Для более точного, образного и  красочного выражения мыслей.

Фразеологический оборот = фразеологизм

= идиома. Крылатые выражения = афоризмы. Пословицы и поговорки.

Зачем применяются в речи?

Для более точного, образного и

красочного выражения мыслей.

Задание №2  Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм. Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как  рыба об лед (сравнение)  1. Маленький – 2. Исчез мгновенно - 3. Неаккуратно, грязно писать – 4. Притворно плакать – 5. Скрывать истину- с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон) след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж) как курица лапой (сравнение, прост ) крокодиловы слезы (эпитет, ирон) концы в воду, (метафора, прост)

Задание №2

Подберите фразеологизм к его прямому значению, попробуй определить с помощью какого художественного приема или тропа образован фразеологизм.

Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как

рыба об лед (сравнение)

1. Маленький –

2. Исчез мгновенно -

3. Неаккуратно, грязно писать –

4. Притворно плакать –

5. Скрывать истину-

с гулькин нос, от горшка два вершка, (литода, ирон)

след простыл (метаф), в мгновение ока, (гиперб. книж)

как курица лапой (сравнение, прост )

крокодиловы слезы (эпитет, ирон)

концы в воду, (метафора, прост)

Задание № 3 Подберите к данным фразеологизмам  синонимы 1.Вагон и маленькая тележка –  2. Во все лопатки –  3. Снять стружку –  4. Переливать из пустого в порожнее –   куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,  непочатый край.  на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.  дать нагоняй, нагреть шею, разделать под орех, надавать по шее точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

Задание № 3

Подберите к данным фразеологизмам

синонимы

1.Вагон и маленькая тележка –

2. Во все лопатки –

3. Снять стружку –

4. Переливать из пустого в порожнее –

куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,

непочатый край.

на всех порах, во всю

прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.

дать нагоняй, нагреть шею,

разделать под орех, надавать по шее

точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

 Задание №4  Подберите к данным фразеологизмам  антонимы. Жить душа в душу –  2. Пруд пруди –  3. За тридевять земель –  4. Засучив рукава –  как кошка с собакой. с гулькин нос, раз – два и обчелся . рукой подать. спустя рукава .

Задание №4

Подберите к данным фразеологизмам

антонимы.

  • Жить душа в душу –

2. Пруд пруди –

3. За тридевять земель –

4. Засучив рукава –

как кошка с собакой.

с гулькин нос, раз – два и обчелся .

рукой подать.

спустя рукава .

Задание №5 Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака: 1. Приводить в ярость 2. Действовать на нервы. 3. Выводить из равновесия 4. Доводить до белого каления. Действовать на нервы Выводить из равновесия Приводить в ярость. Доводить до белого каления.

Задание №5

Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:

1. Приводить в ярость

2. Действовать на нервы.

3. Выводить из равновесия

4. Доводить до белого каления.

  • Действовать на нервы
  • Выводить из равновесия
  • Приводить в ярость.
  • Доводить до белого каления.
Задание № 6 Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение. Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину… Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. Есть род людей, известных под именем: 4. Я посмотрел на неё, и у меня 5. Сначала все шло и наш француз вошел в город глядел во все глаза встал как вкопанный  люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. отлегло от сердца. как по маслу, с поднятой головой.

Задание № 6

Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.

  • Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину…
  • Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.
  • Есть род людей, известных под именем:

4. Я посмотрел на неё, и у меня

5. Сначала все шло и наш француз вошел в город

глядел во все глаза

встал как вкопанный

люди

так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в

селе Селифан.

отлегло от сердца.

как по маслу,

с поднятой головой.

Рефлексия -О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? Что такое фразеология? Какими членами предложения являются фразеологизмы? Какими свойствами слова обладают фразеологизмы?
  • Рефлексия
  • -О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили?
  • Что такое фразеология?
  • Какими членами предложения являются фразеологизмы?
  • Какими свойствами слова обладают фразеологизмы?
Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? В чём преимущество богатой речи?
  • Как можно узнать лексическое значение фразеологизма?
  • В чём преимущество богатой речи?
Задание на дом: Выучить теоретический материал на стр. 105,106; выполнить упр. 209 (устно), упр. 211 или написать сочинение – миниатюру, используя фразеологизмы (на школьную тему)

Задание на дом:

  • Выучить теоретический материал на стр. 105,106;
  • выполнить упр. 209 (устно), упр. 211 или написать сочинение – миниатюру, используя фразеологизмы (на школьную тему)
Красноречие есть искусство покорять умы .  Платон.  Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует.  Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия.  Э.Генар.  Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух .  Э.Ренан  Слова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать.  Н. Готорн.  Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения .  А. Сент - Экзюпери

Красноречие есть искусство покорять умы . Платон. Красноречие есть искусство сказать хорошо то, что только следует. Сердце и богатое воображение – вот источник красноречия. Э.Генар. Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух . Э.Ренан Слова – столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать. Н. Готорн. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения . А. Сент - Экзюпери

Ресурсы Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995 Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002 Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004. Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002 http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.0 http://www.edu.ru. http://www.uroki.ru .

Ресурсы

Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995

Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002

Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18.

Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004.

Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002

http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.0

http://www.edu.ru.

http://www.uroki.ru .