ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОУ СОШ №8
ГОНЧАРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВНА
Обучение ИЯ в начальной школе только тогда имеет смысл, если направлено на развитие личности маленького ученика и его способностей к общению, познанию и творчеству. Приоритет отдается созданию мотивации к изучению языков и культур.
Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь детям осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить осознанную, заинтересованную, продуктивную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать автономность ученика как его личностную характеристику.
Европейский Языковой портфель (ЕЯП) - это инновационное учебное средство, реализующее новую образовательную технологию оценки и самооценки учащихся в процессе изучения любого неродного языка и способствующее повышению мотивации его изучения.
Стратегические цели ЕЯП:
— вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умения;
— дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении языком и вносить, в случае необходимости, коррективы в свою преподавательскую деятельность;
— развивать и поддерживать заинтересованность в изучении языков и культур.
Языковой портфель – это пакет
рабочих материалов, которые
предоставляют тот или иной опыт,
результат учебной деятельности
учащегося по овладению иностранным
языком.
Он показывает стадии в процессе
изучения языка и роста его владельца.
Что представляет из себя языковой портфель?
Это дневник или папка, которая:
- Красочно и ярко оформлена;
- Содержит красочно выполненные работы и проекты;
- Содержит перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений (для младших классов на русском языке, для старших- на иностранном языке).
Языковой Портфель важен именно в начальной школе и вот почему:
Во-первых , маленькому ученику важно осознание успеха, который можно «подержать» в руках.
Во-вторых , он стремится получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – так развивается его самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми в оценке своих результатов.
В-третьих , ЯП помогает ученику увидеть смысл в том, что он делает и развивает его ответственность.
В-четвертых, ЯП вовлекает детей в мир открытий в области чужого языка; показывает, что ребёнок уже умеет, а чему ещё только предстоит научиться; помогает осмыслить динамику своих собственных достижений.
Структура и содержание ЯП
Раздел 1- Языки, которые я знаю
(Языковой паспорт)
Раздел 2- Мои успехи
(Языковая биография)
Раздел 3 Моя копилка
(Досье)
Языки, которые я знаю
Язык, на котором говорят мои дедушка и бабушка.
_______________________________
Язык, на котором говорят
мои родители.
_________________________________
Язык, на котором я говорю дома и в школе.
_______________________________
Языки, которые я учу
Язык
__________________________________________________________________________________________________________________-
Где изучаю
__________________________________________________________________________________________________________________
С какого возраста
__________________________________________________________________________________________________________________
Страны мира и республики/области
России, которые я посетил(а) и в которых говорят на изучаемых мною языках.
Места, где я был(а)
Как я использовал(а) языки
Читал(а) вывески, слушал(а) радио, смотрел(а)телевизор, разговаривал(а) с родственниками на неродном для меня языке..
Когда я слушаю
Первый шаг
Уровень А 1
“ Выживание »
Когда я слушаю
Когда я слушаю
Первый шаг
Уровень А 1
“ Выживание »
Первый шаг
Уровень А 1
“ Выживание »
Когда я
разговариваю
Второй шаг
Уровень А 2
“ Допороговый »
Второй шаг
Уровень А 2
“ Допороговый »
Когда я
разговариваю
Я понимаю отдельные знакомые слова и предложения, когда говорят обо мне, моей семье и о том, что меня окружает. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и медленной.
Я понимаю отдельные знакомые слова и предложения, когда говорят обо мне, моей семье и о том, что меня окружает. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и медленной.
Я понимаю отдельные знакомые слова и предложения, когда говорят обо мне, моей семье и о том, что меня окружает. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и медленной.
Второй шаг
Уровень А 2
“ Допороговый »
Когда я
разговариваю
Когда я читаю
Я могу принять участие в разговоре, если мой собеседник повторяет по моей просьбе то, что мне не понятно, а также помогает мне сформулировать то, что я пытаюсь понять. Я умею задавать и отвечать на вопросы на известные и интересующие меня темы. Я умею, используя простые предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю.
Третий шаг
Уровень В 1
“ Пороговый ”
Я понимаю слова предложения, когда говорят на важные для меня темы (например о себе, своей семье, о покупках, о месте, где живу, о школе). Я понимаю, о чём идёт речь в простых, чётко произнесенных сообщениях и объявлениях.
Третий шаг
Уровень В 1
“ Пороговый ”
Третий шаг
Уровень В 1
“ Пороговый ”
Я могу принять участие в разговоре, если мой собеседник повторяет по моей просьбе то, что мне не понятно, а также помогает мне сформулировать то, что я пытаюсь понять. Я умею задавать и отвечать на вопросы на известные и интересующие меня темы. Я умею, используя простые предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю.
Когда я читаю
Когда я читаю
Я могу принять участие в разговоре, если мой собеседник повторяет по моей просьбе то, что мне не понятно, а также помогает мне сформулировать то, что я пытаюсь понять. Я умею задавать и отвечать на вопросы на известные и интересующие меня темы. Я умею, используя простые предложения, рассказать о месте, где я живу, и людях, которых я знаю.
Я понимаю слова предложения, когда говорят на важные для меня темы (например о себе, своей семье, о покупках, о месте, где живу, о школе). Я понимаю, о чём идёт речь в простых, чётко произнесенных сообщениях и объявлениях.
Я понимаю слова предложения, когда говорят на важные для меня темы (например о себе, своей семье, о покупках, о месте, где живу, о школе). Я понимаю, о чём идёт речь в простых, чётко произнесенных сообщениях и объявлениях.
Я умею писать
Я понимаю главное, когда говорят на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело в школе, в доме ,на отдыхе, и так далее. Я понимаю о чём речь идёт в большинстве детских телепрограмм и мультфильмах. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и относительно медленной.
Я умею общаться в простых ситуациях на знакомые мне темы и виды деятельности. Я могу поддерживать краткий разговор на бытовые темы, и всё же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу. Я могу, используя простые предложения, рассказать о своей семье и других людях, своей квартире, учёбе.
Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях и планах.
Я умею писать
Я умею общаться в простых ситуациях на знакомые мне темы и виды деятельности. Я могу поддерживать краткий разговор на бытовые темы, и всё же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу. Я могу, используя простые предложения, рассказать о своей семье и других людях, своей квартире, учёбе.
Я умею общаться в простых ситуациях на знакомые мне темы и виды деятельности. Я могу поддерживать краткий разговор на бытовые темы, и всё же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу. Я могу, используя простые предложения, рассказать о своей семье и других людях, своей квартире, учёбе.
Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях и планах.
Я понимаю главное, когда говорят на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело в школе, в доме ,на отдыхе, и так далее. Я понимаю о чём речь идёт в большинстве детских телепрограмм и мультфильмах. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и относительно медленной.
Я понимаю главное, когда говорят на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело в школе, в доме ,на отдыхе, и так далее. Я понимаю о чём речь идёт в большинстве детских телепрограмм и мультфильмах. Речь говорящих при этом должна быть чёткой и относительно медленной.
Я умею писать
Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях и планах.
Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в разговоре на знакомую или интересующую меня тему (например, « семья » , “ хобби » , « учёба », “ путешествие » ). Я могу строить простые связные высказывания о своих впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях. Я могу кратко объяснить свои взгляды и планы. Я могу рассказать историю, пересказать содержание детской книги или мультфильма и выразить к этому своё отношение.
Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в разговоре на знакомую или интересующую меня тему (например, « семья » , “ хобби » , « учёба », “ путешествие » ). Я могу строить простые связные высказывания о своих впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях. Я могу кратко объяснить свои взгляды и планы. Я могу рассказать историю, пересказать содержание детской книги или мультфильма и выразить к этому своё отношение.
Простые открытки, например, поздравление с праздником. Я также умею заполнять формуляр, связанный с личными данными: имя, возраст, адрес, национальность.
Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную информацию в рекламах, меню и расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.
Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в разговоре на знакомую или интересующую меня тему (например, « семья » , “ хобби » , « учёба », “ путешествие » ). Я могу строить простые связные высказывания о своих впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах, желаниях. Я могу кратко объяснить свои взгляды и планы. Я могу рассказать историю, пересказать содержание детской книги или мультфильма и выразить к этому своё отношение.
Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную информацию в рекламах, меню и расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.
Простые открытки, например, поздравление с праздником. Я также умею заполнять формуляр, связанный с личными данными: имя, возраст, адрес, национальность.
Простые открытки, например, поздравление с праздником. Я также умею заполнять формуляр, связанный с личными данными: имя, возраст, адрес, национальность.
Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную информацию в рекламах, меню и расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.
Я понимаю тексты на повседневные темы. Я понимаю описания событий, чувств, желаний в письмах личного характера.
Простые короткие записки и сообщения. Я также умею написать простое письмо личного характера, например, поблагодарить кого-либо.
Я понимаю тексты на повседневные темы. Я понимаю описания событий, чувств, желаний в письмах личного характера.
Я понимаю тексты на повседневные темы. Я понимаю описания событий, чувств, желаний в письмах личного характера.
Простые короткие записки и сообщения. Я также умею написать простое письмо личного характера, например, поблагодарить кого-либо.
Простые короткие записки и сообщения. Я также умею написать простое письмо личного характера, например, поблагодарить кого-либо.
Простой связный текст на знакомые и интересующие меня темы.
Я так же умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих переживаниях и впечатлениях.
Простой связный текст на знакомые и интересующие меня темы.
Я так же умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих переживаниях и впечатлениях.
Простой связный текст на знакомые и интересующие меня темы.
Я так же умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих переживаниях и впечатлениях.
ТАБЛИЦА САМООЦЕНКИ
Уровень А1 –«УРОВЕНЬ ВЫЖИВАНИЯ» А1 – “ BREAKTHROUGH ”
1
АУДИРОВАНИЕ
LISTENING
2
Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, о моей семье и ближайшем окружении.
3
1
2
3
1
2
3
1-Я; 2-Мой преподаватель/или кто-то другой; 3-Мои цели.
Уровни владения языком
- А1 Уровень выживания ( достигается в условиях обучения в общеобразовательной школе в V - IX классах с учебным планом 3 – 4 урока в неделю).
- А2 Допороговый уровень (достигается в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, в которых обучение ведётся со II по XI класс - базовый уровень ЕГЭ ).
- В1 Пороговый уровень (достигается в школах с углублённым изучением ИЯ – 4 - 8 уроков в неделю – повышенный уровень ЕГЭ)
- В2 Пороговый продвинутый (достигается лишь отдельными учащимися школ лингвистического профиля – свыше десяти уроков в неделю)
- С1 Эффективные умения ( Гибко и эффективно использует язык в целях общения, профессиональных и учебных интересах).
- С2 Мастерское владение (Легко понимает всё увиденное и услышанное. Обобщает информацию из различных источников в связные высказывания. Выражается бегло и точно, передавая тонкие оттенки значений даже в сложных ситуациях).
Когда я слушаю,…
Когда я разговариваю,…
Я умею поздороваться и попрощаться.
Я умею называть некоторые имена людей, предметы и места
Я умею поблагодарить своего собеседника
Я умею задавать простые вопросы
Я умею представиться, назвать своё имя, узнать имя своего собеседника
Я умею рассказывать о том, что мне нравиться и не нравиться
Я умею рассказать стихотворение
Я умею называть цвета, животных, продукты питания
Я умею попросить своего собеседника дать мне тот или иной предмет, понять, что просят у меня
Я умею односложно отвечать на простые вопросы
Я умею рассказать о том, что я делаю
Я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится
Я умею общаться в магазине, делать покупки
Я умею считать до 100
Я умею
Я умею читать и понимать…
Я умею писать…
Своё имя, возраст и где я живу Отдельные слова и предложения, пользуясь книгой Слова и простые предложения по памяти Поздравительные открытки О том, что мне нравиться и не нравиться О своей семье ,своих увлечениях Подписывать картинки ,используя знакомые слова Писать список товара для покупок
Досье
. свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;
· «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками);
· автобиографические записи;
· список прочитанной литературы;
· работы по чтению, словарные работы;
· стихи и рассказы, написанные учащимся;
· индивидуальные и групповые проекты (картинки,
коллажи, слайды, видео);
· работы, выполненные на компьютере;
· письма – деловые и личные;
· письменные доклады, рефераты;
· рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.
Что даёт учителю работа с языковым портфелем?
- Повышает мотивацию в преподавании языка.
- Позволяет планировать свою деятельность.
- Помогает ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком, формируя автономность обучающегося.
- Вносит необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации.
- Облегчает планирование учебного процесса, контроля за ним.
- Повышает профессионально-методическое мастерство учителя.
Список литературы
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204
- Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г.,
- Европейский Языковой Портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет)/ составители: Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко, М., МГЛУ, 2002.
- Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г.,
- Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5-1998г.,
- Школа «Унисон». Книга для педагогических партнеров – С-П, 2005
- Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN ELT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference. - Krasnoyarsk, 2003,
- Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development and Assessment, IN School in the XXI Century: Skillful Teaching – Successful Learning, Interregional Ural-Siberian TEA Alumni Conference. - Novosibirsk, 2003,
- Language Learning for European Citizenship. European Language Portfolio. Proposals for Development. - Strasb о urg, 1997
- Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. - Strasb о urg, 1996
- Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann,