Урок математики в 5 классе Тема: Правильные и неправильные дроби.
Учитель математики
Богданова В.Г.
Внимание!
- Ровно встали, тихо сели,
- Головами повертели.
- Очень сладко потянулись
- И друг другу улыбнулись.
- Прозвенел сейчас звонок,
- Начинаем наш урок.
Эпиграф к уроку: "Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле". Лев Николаевич Толстой
Вопросы по домашнему заданию? Проверим № 473 с помощью документ- камеры.
Из истории математики.
Выполните задания (устно):
- Прочитайте дробь.
- Назовите числитель дроби.
- Назовите знаменатель дроби.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
Какая часть фигур заштрихована?(на доске)
- Сосчитайте, на сколько равных частей разделена фигура.
- Сосчитайте, сколько равных частей заштриховано.
- Составьте дробь.
Работа в тетрадях . -Распределите дроби на группы ( по столбикам). -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение? -Проверим, что получилось?
ОБЫКНОВЕННЫЕ
ДРОБИ
Числитель
меньше
знаменателя
Числитель
больше
знаменателя
Числитель
равен
знаменателю
ТЕМА УРОКА: Правильные и неправильные дроби
Цель урока:
- Познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь;
- упражняться в составлении и записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей.
- Применять данные дроби в решении задач.
- Развивать речь, память, логическое мышление.
- Воспитывать внимание, терпение, уважительное отношение к окружающим.
1.Какие же дроби называются правильными и какие неправильные? 2. Сравним ваше определение с определением в учебнике на стр. №135
Определения.
- Дробь , числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.
- Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называется неправильной .
Назовите правильные дроби и неправильные? (Устно)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
8.
7.
Выполните задание в тетрадях (в парах):
При каких значениях х дробь
правильная, а дробь неправильная?
Проверка:
- правильная,
если х =1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
- неправильная,
если х =1; 2; 3; 4; 5; 6.
Не забываем про листы самооценки, в конце
урока их нужно сдать.
Сравним дроби с единицей и сделаем вывод .
- Один целый пирог разрезали на 8 равных частей.
- пирога - это часть целого; а т.к. часть всегда меньше целого, то меньше 1.
- пирога -это весь целый пирог; значит, дробь равна 1.
- пирога – это больше, чем весь целый пирог; значит, больше 1.
1; =1. " width="640"
ЗАПИСЫВАЕМ . Какой вывод можно сделать о сравнении с 1 правильных и неправильных дробей:
1;
=1.
Физкультминутка . «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше, выше»
Работа в группах по заданию в конвертах:
1.ЗАШТРИХОВАТЬ ЧАСТИ ДАННЫХ ФИГУР, РАВНЫЕ УКАЗАННЫМ ДРОБЯМ; 2.СРАВНИТЬ ДРОБИ С ЕДИНИЦЕЙ; 3.ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ДРОБИ; 4. ОДНОМУ УЧЕНИКУ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ПРЕДСТАВИТЬ ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ.
Изображение дробей на координатной прямой.
Подумаем, как сравнить правильные и неправильные дроби с помощью координатной прямой с единицей:
Давайте послушаем автора приложения к
нашему учебнику и сделаем вывод.
Вывод. Правильной дроби соответствует точка, расположенная левее точки с координатой 1, а неправильной дроби соответствует точка, расположенная правее 1 или совпадающая с ней.
Самостоятельная работа. Сравните дроби:
1;
1;
1;
1…
1…
1;
1;
1;
1…
1.
1 2 вариант 1; 1; 1; 1 1. " width="640"
Проверка по эталону:
1;
1;
1;
1
1
1;
1;
1;
1
1.
Критерии оценки за работу
ОЦЕНКА «5» -ЗА ВСЕ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ, «4»- ЗА ЧЕТЫРЕ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ, «3» – ЗА ТРИ ВЕРНО ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ.
Домашние задание.
П.29. У.№474,№ 478 Т.З. №247
Подведение итогов:
- С какими видами дробей вы сегодня познакомились?
- Дайте им определение и приведите примеры таких дробей.
- Сделайте выводы относительно сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.
Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей . ( При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).) Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?” А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!” На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед! Вот и вы сделайте верный вывод. Как вы сегодня работали на уроке? И все ли вам понятно?
Релаксация
Спасибо за урок!
Заполните анкету (ответ подчеркните) и вместе с листом самооценки сдайте.
Вопросы
1. Торт разрезан на 11 равных порций. Сестра съела 4 из них. Какую часть торта съел папа?
2 . В вазу поставили 9 цветов, из них 5 роз и 2 гладиолуса. Какую часть составляют розы от всех цветов? Сколько других цветов еще поставили?
3 . В магазине продали 30 платьев и 17 брюк. Какую часть от всех вещей составляют брюки?
Какую часть шоколадки отломили?
Какую часть фигуры закрасили? Какая эта дробь?
Назовите дробью закрашенную часть фигур? Как называются эти дроби?