Проект на тему: «Образ учителя и отношение ученика к нему».
Выполнили ученики 8 «А» класса:
Валуева Ирина, Вишнёва Дарья, Сушко Юрий
ВИЗИТКА
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.
Класс: 8
Количество учеников: 3
Время работы над проектом: 4 недели
Режим работы: внеурочная деятельность
Проект:
Вид проекта: исследовательский
Продукт: защита проекта на экзамене по литературе
Цель: Раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта.
2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.
3. Составление плана проекта.
4. Сбор информации.
5. Анализ полученной информации.
6. Оформление проекта.
ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Тема нашего проекта: « Образ учителя и отношения ученика к нему».
Мы выбрали этот проект, потому что эта тема актуальна и в наше время. Мы хотели доказать, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.
Проектный продукт: Реферат, презентация.
Цель : Раскрыть нравственный образ учителя и показать отношение учеников к нему на примере произведений русской литературы: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».
План нашей работы:
- Выбрали тему проекта.
- Прочитали произведения: В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», В. Распутин «Уроки французского», Д. Фонвизин «Недоросль».
- Каждый проанализировал образ учителя, ученика и их отношения в своём произведении.
- Воспользовались интернет ресурсами.
- Каждый выполнил свою основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной нами.
- Подвели итоги, исходившие из наших произведений.
- Выполнили презентацию.
- Сделали общий вывод.
Введение
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Нам захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.
Цель исследовательской работы — раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.
Понимая, что «объять необъятное» мы не сможем, мы определили несколько главных, на наш взгляд, задач.
Задачи исследовательской работы :
— Проанализировать произведения русской литературы, раскрывающие образ учителя.
— Рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ребёнка.
— Определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
ГИПОТЕЗА
Мы хотим доказать, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.
МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материал исследования — произведения русской литературы.
Предмет исследования — нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический :
— знакомство с материалами литературоведов по данной теме;
— изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессии педагога.
Практический :
— «погружение» в текст – исследование текстов произведений;
Методика обработки полученных данных :
— сбор материала по теме;
— выделение главного и второстепенного;
— создание презентации;
— оформление проекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя — этому подтверждение.
Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным, ибо любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. А настоящий Учитель должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением.
План сбора информации:
- Чтение произведений Распутина «Уроки французского», Астафьева «Фотография, на которой меня нет», Фонвизина «Недоросль».
- Обзор Интернет ресурсов.
План решения проблемы:
- Подготовка презентации.
- Рассуждения в текстовой части.
Определение необходимых средств:
Компьютер, произведения Распутина «Уроки французского», Астафьева «Фотография, на которой меня нет», Фонвизина «Недоросль».
Организация работы:
Деление материала по темам.
Основная часть
Образ учителя и взаимоотношение ученика с ним мы будем рассматривать по произведениям:
- В.Г. Распутин «Уроки французского»
- В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Образ учителя интересовал литераторов XIX века. Самым ярким примером этого является комедия Дениса Фонвизина «Недоросль». В ней автор обращает внимание на две главные проблемы: воспитание и образование детей в дворянской семье. Также рассмотрим образ учителей Митрофанушки (сына помещицы), попробуем передать отношение Недоросля к ним.
«Недоросль»
«Правдин: Дверь, например, какое имя:
существительное или прилагательное?
Митрофан: Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена
к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит ещё не навешана:
Так та покамест существительна»
«Не хочу учиться, а хочу жениться!»
«Вить с задами-то век назади останесся» (Цыфиркин о том, что нельзя вечно повторять пройденное, а нужно также учить и новый материал)
Пафнутьич Цыфиркин
Самым небезразличным учителем, я считаю, является отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин, ставший учителем арифметики. Именно благодаря роду деятельности, его речь изобилует военными терминами и постоянными подсчетами. Учитель со всей ответственностью относится к своему делу, но испытывает постоянные притеснения со стороны помещицы и «коллеги» Вральмана, да и сам Митрофанушка не жалует науку, всячески уклоняясь от занятий и обзывая учителя «гарнизонной крысой». С досадой и сожалением Цыфиркин понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии. Этим поступком Цыфиркин тронул меня. Мало в то время (да и в настоящее тоже) было по-настоящему честных людей, все извивались как ужи, подставляли друг друга, «шли по головам», в общем, делали все, чтобы добиться своей цели. Я проникся неподдельным уважением к этому герою комедии.
Сидорыч Кутейкин
Грамматике Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. О себе он говорит с достоинством, отмечает, что происходит «из ученых», «ходил до риторики», но подал в консисторию челобитье с прошением об увольнении, т.к. «убоялся бездны премудрости». Очень ироничен ответ, полученный Кутейкиным: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». Именно по-свински он и поступает: всячески поддерживает и разделяет негодование Цыфиркина по поводу бестолкового обучения Митрофана, но при этом не прикладывает особых усилий, чтобы улучшить положение дел. Вся жадность и алчность Кутейкина проявляются в финале, когда он просит не только оплатить ему полгода работы, но и добавить денег за изношенную обувь и простой («что сюда прибредешь, бывало, по-пустому…»). В общем, Кутейкин – тот самый среднестатистический человек тогдашнего общества. Ничему не научил, деньги взял.
Адам Адамыч Вральман
Самым ярким и абсурдным персонажем, по моему мнению, является немец Адам Адамыч Вральман, который призван учить Митрофанушку «по-французски и всем наукам». Он находится в самом привилегированном положении среди учителей: его и за стол с собой сажают, и вином подчуют, и белье ему стирают, и платят больше всех – «по триста рубликов на год». Страстный любитель табака Вральман, по словам Еремеевны, «страшный греховник». Цыфиркин и Кутейкин также недовольны им: «Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь». Но самое главное – Простакова удовлетворена, ведь он ее дитятку не неволит. Вральман убежден, что грамматика и арифметика ни к чему Митрофану, надобно всего лишь избегать умных людей («с умными лютьми не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие») и уметь авансировать в свете. Естественно, что ни по-французски, ни другим наукам Вральман не обучил капризного недоросля, да и чему может научить человек, который к всеобщему удивлению оказался бывшим конюхом?
Вывод
Об образовании и воспитании, которое могут дать такие учителя «митрофанушкам», очень метко выразился Стародум: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин».
Ярким примером показа образа учителя являются произведения не только XIX , но и XX века. Мы рассмотрим на примере произведения В.Г. Распутина «Уроки Французского» образ учителя и отношения ученика к нему. Главные герои повести - молодая учительница Лидия Михайловна и мальчик, который учится у неё в классе. Действия в произведении происходят в послевоенное время в маленькой деревушке.
«Уроки французского»
«Странно: почему мы так же, как и
перед родителями, всякий раз чувствуем
свою вину перед учителями? И не за то
вовсе, что было в школе,—нет, а за то,
что сталось с нами после»
«Иной раз полезно забыть,
что ты учительница,— не то
такой сделаешься бякой и
букой, что живым людям
скучно с тобой станет. Для
учителя, может быть, самое
важное — не принимать себя
всерьёз, понимать, что он может
научить совсем немногому»
«Не было на её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами
чуть ли не профессиональным признаком
учителей, даже самых добрых и мягких»
Учительница
Лидия Михайловна
В повести «Уроки французского» с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.
Лидия Михайловна вызывает у меня глубокую симпатию. Она по-настоящему любит детей, тонко чувствует чужие беды и искренне сопереживает другим. Находчивая и сообразительная учительница, как смогла, поддержала мальчишку и одновременно показала ему, насколько добрыми и понимающими могут быть окружающие люди. Не случайно свою повесть Валентин Григорьевич посвятил учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой: «Глядя в глаза этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
Ученик
Также у меня вызывает симпатию главный герой произведения. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.
Главный герой произведения «Уроки французского» — мальчик из бедной семьи. С одиннадцати лет он живёт отдельно от родителей в райцентре. Здесь он ходит в школу и живёт на квартире у знакомой тёти Нади. Он скромный, умный и молчаливый мальчик. Хорошо учится и с удовольствием ходит в школу. Вначале ему трудно даётся ладить с ребятами, он очень тоскует по дому. И единственным спасением для него явилась его учительница французского языка.
Вывод
Проанализировав это значимое, на мой взгляд, произведение об учителе, можно сказать, что образ педагога в литературе характеризуется положительно и взаимоотношения ученика и учительницы показывают с хорошей стороны. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность учителя.
Ещё одним из самых известных произведений XX века , в котором присутствует образ учителя и отношение ученика к нему, является рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».Действие происходит в деревне Овсянке. Главные герои рассказа мальчик Витя и учитель Евгений Николаевич.
«Фотография, на которой меня нет
«Прошли годы, много, ох много их минуло.
А я таким вот и помню деревенского учителя —
с чуть виноватой улыбкой, вежливого,
застенчивого, но всегда готового броситься
вперёд и оборонить своих учеников, помочь
им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»
«Лицо учителя, хотя и
«Уважение к нашему учителю
малоприметное, я не забывал
и учительнице всеобщее,
молчаливое. Учителей уважают
до сих пор»
за вежливость, за то, что они
Здороваются со всеми кряду, не
разбирая ни бедных, ни богатых,
ни ссыльных, ни самоходов»
Учитель
Евгений Николаевич
Автор подчёркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет « Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл его до сих. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, калёнными ветром, грубо тесанными лицами. Причёска под «политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали…» (30-х годов): «Он был главным затейщиком, заводилой в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев, участвовал во всех сельских торжествах».
В отношениях с ребятами к учителю было применимо выражение «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя раскрывался в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям.
Мальчик Витя
Витя – главный герой рассказа. Живёт с бабушкой. Она играет огромную роль в его жизни. Мальчик не отличался хорошей учёбой и поведением « ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли мир прилежанием и поведением…» Он так же как и все уважает и ценит учителя. Евгения Николаевича он запомнил на всю свою жизнь, хоть и только потом узнал его имя.
Вывод
Учителей очень уважали и ценили тогда« Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово « учитель»! И каждый человек , мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя чтоб раствориться в памяти народа , с которыми и для которых они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька,». Сейчас же не каждый уважает учителей. Считают, что они специально ставят плохие оценки и ругают, и только когда вырастают понимают, что учитель не зря ругает, он делает всё что угодно, чтобы дети выросли хорошими, вежливыми, умными и добрыми людьми .
Общий вывод
В соответствии с целью и задачами, поставленными нами, мы постарались раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время и отражающих события разных исторических эпох.
Мы увидели, что личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с учениками зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе.
Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении учителя к педагогической деятельности просто необходимы!
Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.
Считаем, что наш проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях