СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии по теме "Генетика пола"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Генетика пола, сцепленное наследование. Хромосомная карта человека

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии по теме "Генетика пола"»

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.  Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

  • Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
  • Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
  • Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
  • Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Цель: изучить сущности хромосомного определения пола и механизм наследования сцепленного с полом. Предполагаемые результаты : личностные — воспринимать ценность учебного процесса как интеллектуального труда и познания нового; знание законов биологии и здоровьесберегающих технологий; метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, наблюдать, делать выводы и заключения, умение планировать, прогнозировать, оценивать свои действия; предметные — иметь представление о работах Т.Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом; знать сущность мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; уметь использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснить выявленные закономерности .

Цель: изучить сущности хромосомного определения пола и механизм наследования сцепленного с полом.

Предполагаемые результаты :

личностные — воспринимать ценность учебного процесса как интеллектуального труда и познания нового; знание законов биологии и здоровьесберегающих технологий;

метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, наблюдать, делать выводы и заключения, умение планировать, прогнозировать, оценивать свои действия;

предметные — иметь представление о работах Т.Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом; знать сущность мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; уметь использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснить выявленные закономерности .

Актуализация знаний Американский биолог и генетик. Лауреат Нобелевской премии. Основные научные труды хромосомная теория наследственности;  обосновал представление о материальных носителях наследственности;  изучал вопросы определения пола у животных. Томас Гент Морган

Актуализация знаний

Американский биолог и генетик. Лауреат Нобелевской премии. Основные научные труды

  • хромосомная теория наследственности;
  • обосновал представление о материальных носителях наследственности;
  • изучал вопросы определения пола у животных.

Томас Гент Морган

Кариотип Совокупность признаков (число, размеры, форма) полного набора хромосом, присущий клеткам данного вида, организма. Аутосомы Парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов. Половые хромосомы Пара хромосом, в которых расположены гены, определяющие половую принадлежность индивида.

Кариотип

Совокупность признаков (число, размеры, форма) полного набора хромосом, присущий клеткам данного вида, организма.

Аутосомы

Парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.

Половые хромосомы

Пара хромосом, в которых расположены гены, определяющие половую принадлежность индивида.

Карта хромосомного набора человека Карта хромосомного набора человека Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы . Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х -хромосо-мами. У мужчин имеется Х -хромосома и одна Y -хромосома.

Карта хромосомного набора человека

  • Карта хромосомного набора человека

Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы . Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х -хромосо-мами. У мужчин имеется Х -хромосома и одна Y -хромосома.

Изучение нового материала Генетическое определение пола Основные структуры ядра, которые составляют материальную основу наследственности и обеспечивает преемственность между поколениями Хромосомы человека http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c04bf4f6-05f2-4344-8d12-f9ed1f4ee950/%5BBIO11_01-13%5D_%5BMA_01%5D.swf

Изучение нового материала

Генетическое определение пола

Основные структуры ядра, которые составляют материальную основу наследственности и обеспечивает преемственность между поколениями

Хромосомы человека

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c04bf4f6-05f2-4344-8d12-f9ed1f4ee950/%5BBIO11_01-13%5D_%5BMA_01%5D.swf

Женские (ХХ) и мужские (ХУ) половые хромосомы

Женские (ХХ) и мужские (ХУ) половые хромосомы

Хромосомное определение пола

Хромосомное определение пола

Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения.  Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4647f287-25f9-4d51-9200-81181beff632/%5BBIO11_01-12%5D_%5BQS_03%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4647f287-25f9-4d51-9200-81181beff632/%5BBIO11_01-12%5D_%5BQS_03%5D.html

Гемофилия Гемофилия – сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается свертывания крови. Ген находится в участке Х- хромосомы и представлен двумя аллелями доминантным нормальным (Н) и рецессивным мутантным h. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже легкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния. Порезы, удаление зуба вызывают сильные кровотечения, опасные для жизни.

Гемофилия

Гемофилия – сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается свертывания крови. Ген находится в участке Х- хромосомы и представлен двумя аллелями доминантным нормальным (Н) и рецессивным мутантным h.

Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже легкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния. Порезы, удаление зуба вызывают сильные кровотечения, опасные для жизни.

«Царская  болезнь» Это патологическая мутация в гене F8C  была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. Гемофилия А – тяжелая наследственная болезнь, поражающая почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

«Царская болезнь»

Это патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея.

Гемофилия А – тяжелая наследственная болезнь, поражающая почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Родословная потомков английской королевы Виктории.

Родословная потомков английской королевы Виктории.

Задача «Вероятность заболевания гемофилией» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3628dca7-ac4f-f408-e7a3-654d167e800a/00120072962919504/00120072962919504.htm

Задача

«Вероятность заболевания гемофилией»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3628dca7-ac4f-f408-e7a3-654d167e800a/00120072962919504/00120072962919504.htm

Вопросы для закрепления Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами? От чего зависит пол будущего потомка? Какой пол и почему называется гомогаметным?  Какой пол называется гетерогаметным? Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий? Какие признаки называются сцепленными с полом? Почему у особей мужского пола в фенотипе сразу проявляются даже рецессивные признаки, связанные с Х -хромосомой? Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом?

Вопросы для закрепления

  • Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
  • Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами?
  • От чего зависит пол будущего потомка?
  • Какой пол и почему называется гомогаметным?
  • Какой пол называется гетерогаметным?
  • Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений?
  • Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий?
  • Какие признаки называются сцепленными с полом?
  • Почему у особей мужского пола в фенотипе сразу проявляются даже рецессивные признаки, связанные с Х -хромосомой?
  • Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом?
Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» У бабочек женский пол определяется ХУ-хромосомами, а мужской ХХ. Признак «цвета кокона» сцеплен с полом. Белый цвет кокона доминантный. Каким будет потомство от скрещивания белококонной линии с темнококонной (самка-бел.; самец-темн.)? У бабочек женский пол определяется ХУ-хромосомами, а мужской ХХ. Признак «цвета кокона» сцеплен с полом. Белый цвет кокона доминантный. При скрещивании темнококонной бабочки с белококонным самцом получили 62 белококонных особи и 60 темнококонных особи. Как пошло расщепление в потомстве по полу и по цвету кокона? При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен, признак сцеплен с полом) получено 3 части красноьглазых и одна часть белоглазых особей. Определить генотипы родителей и потомства и расщепление по полу.

Задачи по теме

«Наследование сцепленное с полом»

  • Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом»
  • Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом»
  • Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом»
  • Задачи по теме «Наследование сцепленное с полом»
  • У бабочек женский пол определяется ХУ-хромосомами, а мужской ХХ. Признак «цвета кокона» сцеплен с полом. Белый цвет кокона доминантный. Каким будет потомство от скрещивания белококонной линии с темнококонной (самка-бел.; самец-темн.)?
  • У бабочек женский пол определяется ХУ-хромосомами, а мужской ХХ. Признак «цвета кокона» сцеплен с полом. Белый цвет кокона доминантный. При скрещивании темнококонной бабочки с белококонным самцом получили 62 белококонных особи и 60 темнококонных особи. Как пошло расщепление в потомстве по полу и по цвету кокона?
  • При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен, признак сцеплен с полом) получено 3 части красноьглазых и одна часть белоглазых особей. Определить генотипы родителей и потомства и расщепление по полу.
На этапе «Подведение итогов. Рефлексия» применяется прием «для меня сегодняшний урок…». Учащимся выдается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке. На уроке я работал Своей работой на уроке я 1. Активно 1. Доволен Урок для меня показался 2. Пассивно Моё настроение 1. Коротким 2. Недоволен 1. Стало лучше 2. Длинным 2. Стало хуже

На этапе «Подведение итогов. Рефлексия» применяется прием «для меня сегодняшний урок…». Учащимся выдается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

1. Активно

1. Доволен

Урок для меня показался

2. Пассивно

Моё настроение

1. Коротким

2. Недоволен

1. Стало лучше

2. Длинным

2. Стало хуже

Домашнее задание стр. 188-192, стр. 192 вопросы для повторения

Домашнее задание стр. 188-192, стр. 192 вопросы для повторения