5 класс.
Иванова Татьяна Владимировна
Учитель МОУ СОШ №18
Г. Ростов-на-Дону.
Цели и задачи
- читать и записывать формулы;
- производить вычисления по формуле пути,
получать производные от неё- формулы скорости и времени;
- вычислять площадь прямоугольника;
- решать задачи, используя свойства равных фигур;
- вычислять площадь фигуры по количеству
квадратных сантиметров, уложенных в ней;
- решать задачи, применяя формулы
площади и периметра прямоугольника.
В некотором царстве жила фея Формула.
Она была непоседа и постоянно путешество-
вала из государства Алгебра в государство
Геометрия. Она имела множество имён и так
часто менялась, что подданные не узнавали
её в лицо. То она Формула Пути, то Формула
для Вычисления Площади Прямоугольника.
Она очень добра и всегда готова помочь тому,
кто не только узнаёт её с первого взгляда, но
и знает наизусть все её имена.
a
ФОРМУЛЫ
Что общего в записанных предложениях?
b
S = a ∙ b
ПРАВИЛА
Как записать эти правила на математическом языке?
Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?
Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон
P = a + a + b + b или
P = 2(a + b)
Как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?
Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон
s = v ∙ t
Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения?
Пройденный путь – это произведение скорости на время движения
Правило, записанное на математическом языке, – это формула
Формула площади прямоугольника
ФОРМУЛЫ
Формулы периметра прямоугольника
S = a ∙ b
P = a + a + b + b или
P = 2(a + b)
Формула пути
s = v ∙ t
Молодцы!
Формула пути.
s = v ∙ t
v = s : t
t = s : v
4320м
75 км
s = v ∙ t
v = s : t
t = s : v
18 км
15 км/ч
5 ч
6 км/ч
240 км
6 м/с
4 ч
12 мин
60км/ч
3 ч
Задача.
Автомобиль движется со скоростью 60 км/ч.
За какое время он пройдёт путь в 480 км?
s = v ∙ t
t = s : v
Формула площади прямоугольника.
S = a ∙ b
a
b
b = S : a
а = S : b
30 м 2
84 см 2
S
a
b
12 c м
24 км 2
8 км
140 мм 2
7 см
2 см
5 м
60 дм
7 мм
3 км
Задача.
Найдите сторону прямоугольника, если его
площадь 368 см 2 , а длина 23см.
23 см
368 см 2
S = a ∙ b
b = S : a
Задача.
Подсказка
Два садовых участка имеют равные площади.
Длина первого участка 16 см, а его ширина на 12 см меньше длины. Длина второго участка 32 см. Найдите ширину второго участка.
S 1
S 2
a = 1 6 см
Дополнительно
S 1
b = 16 - 1 2 ( см )
S = a ∙ b
S 1 = 16 (16 – 1 2 )
= 64 ( см 2 )
a = 32 см
S 2
b
S 1 = S 2
S 2 = 64 см 2
b = S : a
b = 64 : 32
= 2 ( см )
Чему равна сторона квадрата,
имеющего такую же
площадь, что и эти прямоугольники?
S 3
а - ?
S 1
S 2
Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке, если
условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см.
19 см 2
Молодец!
16 см 2
15 см 2
24 см 2
Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке, если
условиться, что длина стороны каждой клетки равна 1 см.
14 см 2
Молодец!
15 см 2
16 см 2
20 см 2
Задача
Подсказка (3 – 1)
Начертите прямоугольник АВС D , соедините отрезком вершины А и С. Найдите площади треугольников АВС и АС D , если АВ = 6 см и ВС = 5 см.
6 см
А
В
5 см
С
D
Последовательность нажатия кнопок:
«Подсказка» - 3
«Решение» - 3
«Подсказка» - 1
«Решение» - 3
S ADC = S ABC
S ABCD = S ADC + S ABC
Решение(3 – 3)
15
Математический диктант
2 вариант
1 вариант
1
Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину:
27
23
60
70
V ( км/ч)
V ( км/ч)
9
4
3
6
t ( ч)
t ( ч)
420
480
520
280
S ( км)
S ( км)
2
Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину :
a ( м )
a ( м )
4
5
5
74
b ( м )
94
4
b ( м )
3
3
840
96
92
720
S ( м 2 )
S ( м 2 )
- В презентации использовались материалы Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru .
- Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса.- М.: Мнемозина, 2011.
- Нечаев М.П. Уроки по курсу «Математика-5» к учебнику
- Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др.-М.:5Знания, 2007г.
- Анимированные картинки: http : //www.livegif.ru/