Общая часть |
Предмет | геометрия | 8 класс |
Тема | Касательная к окружности |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ввести понятие касательной к окружности, изучить свойство касательной, свойство отрезков касательных. | | |
Решаемые учебные проблемы | В процессе решения проблемы учащиеся научатся формулировать свойство касательной и доказывать теорему, выражающую свойство отрезков касательных, применять полученные знания к решению простейших задач. |
Вид используемых на уроке ИКТ | Презентация |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивации, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение (погружение) в тему урока и создание условий для осознанного нового восприятия материала. |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка темы, цели и задач урока. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Давайте переформулируем условие проекта на геометрический язык. Дорожка – это… Граница бассейна – это…. - как расположена прямая по отношению к окружности? (имеет одну общую точку). А как иначе можно сказать про эту прямую, то есть как проходит по отношению к окружности? (касается) -И поэтому эта прямая называется касательной. - Как вы думаете какая тема нашего урока? (Касательная к окружности.(пишем на доске и в тетради, делаем чертеж- окр., касательная, точка -подписать) - Пусть нам задана окружность – начертите в тетради любого радиуса, отметим на ней точку. Проведите касательную. А общая точка называется -точка касания. - Касательная обладает свойствами, имеющими ценность при решении задач. - Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (касательную, ее свойства) - А для чего нужно их изучить нам? (чтобы решать задачи) - Итак, сегодня на уроке мы изучим свойства касательной и научимся применять их на практике. |
Методы обучения | Мозговой штурм |
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. | Подготовка к формулированию целей и задач урока, организация деятельности. |
Основные виды деятельности учителя | Организация погружения в тему, подготовка к освоению материала. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | Исследовательская работа - Вернемся вновь к нашему проекту и я предлагаю вам провести небольшую творческую работу, в результате которой мы и познакомимся с одним из свойств касательной. Работу выполните согласно инструкции. Инструкция для творческой работы. Проложите дорожку к бассейну по – другому, соблюдая все заданные условия. Обозначьте точки касания буквами В и С. Соедините центр бассейна с точками касания. Определите градусную меру углов между радиусами и касательными. Сделайте вывод. - Какой вывод вы получили? (спросить в двух группах) - Это и есть одно из свойств касательной: «Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания». . |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Формирование системы научных знаний. Использование знаний по предмету для решения конкретных задач. |
Методы обучения | Работа в паре, фронтальный опрос. |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Презентация |
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. | Обсуждение. Создание личного продукта. Организация деятельности. |
Основные виды деятельности учителя | Организация. Разработка образца для сравнения личного продукта. |
Этап 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | Решение практических задач |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Индивидуальная работа |
Методы обучения | поисковый |
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | Презентация |
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. | Работа с задачами на готовых чертежах. Выполнение задания. Организация, консультация |
Основные виды деятельности учителя | Организация работы в парах ,организация индивидуальной работы учащихся. Адресная помощь |
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание. |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Как вы думаете в жизни можно встретить касательную к окружности? -Все катались на велосипеде? Обращали внимание на цепь, которая помогает движению колес? Видим касательную? (даже 2)-слайд. - А кто из вас помогал делать ремонт автомобиля? - Обращали внимание на ремни – с помощью, которых происходит передача механической энергии от двигателя, различные конвейеры. - Воздушный шар, наполненный горячим воздухом, на котором передвигались по воздуху. Это говорит о том, что геометрические задачи находят широкое практическое применение: в инженерном деле, физике, строительстве и многих других областях Вопросы: 1)Какая прямая называется касательной к окружности? 2)Назовите случаи взаимного расположения прямой и окружности? 3) Какая точка называется точкой касания? 4) Как наиболее точно провести касательную к окружности? 5) Сколько радиусов можно провести перпендикулярно к данной касательной? 6) Что вы знаете об отрезках касательных? Этап 5. Домашнее задание. Индивидуальные листы каждому из учащихся. . |
|
Используемые технологии | Мозговой штурм. |
Формирование УУД | Коммуникативные Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию. Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения. Познавательные Умение анализировать известный материал Умение формулировать собственные цели-мотивы Умение делать выводы, обобщения и умозаключения. Регулятивные Планирование цели своей деятельности, пути её достижения. Решение задач и принятие ответственности за это решение. Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. |
Способы оценки на уроках | Словесная оценка, отметка по диагностической карте. |