Дадакина С.А. – учитель математики I кв. категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 111» г.Казани
Многочлены
Тема урока :
Тип урока :
урок обобщения пройденного материала.
Цель урока :
повторить приведение многочлена к стандартному виду, сложение и вычитание многочленов, умножение многочлена на одночлен
УСТНАЯ РАБОТА
1. Выберите многочлены, записанные в стандартном виде:
12а 2 b – 18ab 2 – 30ab 3
3 а x – 6ax + 9a 2 x
4x 6 y 3 + 2x 2 y 2 + x
17a 4 + 8a 5 + 3a – a 3
2a 5 a 2 + a 2 + a 3 – 3a 2
Степень многочлена
Степень многочлена – наивысшая степень одночлена,
входящего в этот многочлен.
x + 2 y + z – многочлен первой степени,
- x + 2 y + z – многочлен первой степени,
- x + 2 y + z – многочлен первой степени,
- x + 2 y + z – многочлен первой степени,
- x + 2 y + z – многочлен первой степени,
a 2 – 3 a + 1, x 2 + xy + y 2 – многочлены второй степени,
- a 2 – 3 a + 1, x 2 + xy + y 2 – многочлены второй степени,
- a 2 – 3 a + 1, x 2 + xy + y 2 – многочлены второй степени,
- a 2 – 3 a + 1, x 2 + xy + y 2 – многочлены второй степени,
- a 2 – 3 a + 1, x 2 + xy + y 2 – многочлены второй степени,
x 3 – x 2 y + y 2 – 1 – многочлен третьей степени,
- x 3 – x 2 y + y 2 – 1 – многочлен третьей степени,
- x 3 – x 2 y + y 2 – 1 – многочлен третьей степени,
- x 3 – x 2 y + y 2 – 1 – многочлен третьей степени,
- x 3 – x 2 y + y 2 – 1 – многочлен третьей степени,
5 – многочлен нулевой степени,
- 5 – многочлен нулевой степени,
- 5 – многочлен нулевой степени,
- 5 – многочлен нулевой степени,
- 5 – многочлен нулевой степени,
0 – у нулевого многочлена степень не определяется.
- 0 – у нулевого многочлена степень не определяется.
- 0 – у нулевого многочлена степень не определяется.
- 0 – у нулевого многочлена степень не определяется.
- 0 – у нулевого многочлена степень не определяется.
УСТНАЯ РАБОТА
2 . Соотнесите многочлен с его степенью
5
12а 2 b – 18ab 2 – 30ab 3
7
3 а x – 6ax 2 + 9a 2 x
4x 6 y 3 + 2x 2 y 2 + x
4
3
17a 4 + 8a 5 + 3a – a 3
2a 5 a 2 + a 2 + a 3 – 3a 2
9
Сложение и вычитание многочленов Работа в тетрадях
а) (6а 3 + 2а 2 – 8а – 9) (8а 3 – а 2 – 6а + 1) =
6а 3 2а 2 8а 9 8а 3 а 2 6а 1 =
б) (-3х + х 3 – 2х 2 ) (4х 3 – 2х 2 – 4х) =
3х х 3 2х 2 4х 3 2х 2 4х =
Повторение распределительного свойства умножения
a(b+c)=ab+ac
a(b-c)=ab-ac
Представьте в виде многочлена
- 12a(a² - 9a+7) = 12 ___- 108___+84___
- -ab(3a²- 6ab+12b²) = -3a³b
- (x²+2xy)·(-xy) =
Вычислите значения выражений и узнайте а) в какое время у человека наивысшая работоспособность
4а(а-2)+7а(2а+3)-3а(4а + 5)-12а-1 при а=3
б) в какое время у человека наибольшее утомление
2 x(x-y)+3y(x-y)+xy/3+1 при x= -3, y= -2
в) в какое время у человека вечерний подъем работоспособности
2b(1-b)+5b(2b+4)-2b(3b-1)+3b(5b-1)-7 при b= -2
г) когда необходимо прекращать всякую деятельность
3c(2c-1)-3c(5-4c)-c(c+1)+6c-9 при c= -1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1 вариант
2 вариант
1. Представьте в виде многочлена:
(3 y 2 + 5y – 1 ) y – y 2 ( 2y + 1)
x (2х 2 – 3х + 4) – х 2 (3х – 1)
2. Решите уравнение:
1,5х(3 + 2х) = 3х(х + 1) – 30
3х(2х – 1) – 6х(7 + х) = 90
ПРОВЕРИМ РЕЗУЛЬТАТ!
1. Представьте в виде многочлена:
1 вариант
(3 y 2 + 5y – 1 ) y – y 2 ( 2y + 1) =
3 y 3 + 5y 2 – y – 2y 3 – y 2 = y 3 + 4y 2 – y
2 вариант
x (2х 2 – 3х + 4) – х 2 (3х – 1) =
2x 3 – 3x 2 + 4x – 3x 3 + x 2 = -x 3 – 2x 2 + 4x
Правильно выполненное задание: + . Неправильно выполненное задание: – .
ПРОВЕРИМ РЕЗУЛЬТАТ!
2. Решите уравнение:
1 вариант
3х(2х – 1) – 6х(7 + х) = 90
6х 2 – 3х – 42х – 6х 2 = 90
х = - 2
2 вариант
1,5х(3 + 2х) = 3х(х + 1) – 30
4,5 х + 3х 2 = 3х 2 + 3х – 30
4,5х + 3х 2 – 3х 2 – 3х = - 30
1,5х = - 30
х = - 20