СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку о Г. В. Свиридове

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прекрасная презентация к уроку музыки на тему "Г. В. Свиридов концерт для хора "Пушкинский венок".

Данная разработка заняла 1 место на Всероссийском конкурсе "Педагогическое знание" в номинации "лучшая презентация".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку о Г. В. Свиридове»

Г.В. Свиридов  концерт для хора «Пушкинский венок».  Интерпретация поэтического текста А. С. Пушкина.  Выполнила Демина Кристина Викторовна  учитель музыки Гимназии № 171 Центрального района Санкт-Петербурга .

Г.В. Свиридов концерт для хора «Пушкинский венок». Интерпретация поэтического текста А. С. Пушкина. Выполнила Демина Кристина Викторовна учитель музыки Гимназии № 171 Центрального района Санкт-Петербурга .

Г.В. Свиридов – выдающаяся личность XX века.

Г.В. Свиридов – выдающаяся личность XX века.

Георгий Васильевич Свиридов  1915-1998гг.  Один из самых талантливых и своеобразных композиторов XX века, внесший весомый вклад в отечественное и мировое искусство. Его творчество представляет собой выдающееся явление высокой духовной культуры нашего народа,  а музыкальное наследие композитора, пропитанное глубоко народными, почвенными, исконно национальными традициями, заняло достойное место среди творчества русских композиторов.

Георгий Васильевич Свиридов 1915-1998гг.

Один из самых талантливых и своеобразных композиторов XX века, внесший весомый вклад в отечественное и мировое искусство. Его творчество представляет собой выдающееся явление высокой духовной культуры нашего народа, а музыкальное наследие композитора, пропитанное глубоко народными, почвенными, исконно национальными традициями, заняло достойное место среди творчества русских композиторов.

 В 2015 году исполнилось 100 лет со дня рождения Г.В. Свиридова .

В 2015 году исполнилось

100 лет со дня рождения Г.В. Свиридова .

  Г.В. Свиридов , как художник русской классической музыки XX столетия, видел высокое назначение своего искусства в том, чтобы выражать главные, наиболее значительные идеи своего времени , воплощать отношение современников к миру,  ставить перед слушателями вопросы о смысле жизни , о судьбах страны и народа , о его предназначении.

Г.В. Свиридов , как художник русской классической музыки XX столетия, видел высокое назначение своего искусства в том, чтобы выражать главные, наиболее значительные идеи своего времени , воплощать отношение современников к миру, ставить перед слушателями вопросы о смысле жизни , о судьбах страны и народа , о его предназначении.

Сквозной линией проходит через весь творческий путь Свиридова тема России, Родины, ее людей, ее судьбы. В этом он является достойным наследником и продолжателем великих традиций русской национальной музыки. Избрание такой глубокой темы, неизменно воплощаемой в творчестве, определило и круг жанров, к которым обращается композитор.

Сквозной линией проходит через весь творческий путь Свиридова тема России, Родины, ее людей, ее судьбы. В этом он является достойным наследником и продолжателем великих традиций русской национальной музыки. Избрание такой глубокой темы, неизменно воплощаемой в творчестве, определило и круг жанров, к которым обращается композитор.

           Основная часть наследия Г.В. Свиридова – это вокальные и  хоровые жанры,  которые всегда связаны со словом, с живой, согретой человеческим теплом, интонацией.

Основная часть наследия Г.В. Свиридова – это вокальные и хоровые жанры, которые всегда связаны со словом, с живой, согретой человеческим теплом, интонацией.

Песенная природа творчества- главная отличительная особенность Г.В. Свиридова  В своих произведениях Свиридов демонстрирует слушателям великолепное знание хора, виртуозное мастерство владения хоровой фактурой, красочное использование национальных приемов подголосочной полифонии, а также оригинальность и самобытность гармонического языка. (пентатоника, мажоро-минорная система, полиладовость и политональность, а также народные лады с переменными функциями, а именно курский лад.)

Песенная природа творчества- главная отличительная особенность Г.В. Свиридова В своих произведениях Свиридов демонстрирует слушателям великолепное знание хора, виртуозное мастерство владения хоровой фактурой, красочное использование национальных приемов подголосочной полифонии, а также оригинальность и самобытность гармонического языка. (пентатоника, мажоро-минорная система, полиладовость и политональность, а также народные лады с переменными функциями, а именно курский лад.)

 «Свиридов  и поэзия» - Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!..  А.С. Пушкин   одна из ключевых тем в творчестве композитора.

«Свиридов и поэзия» -

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!..

А.С. Пушкин

одна из ключевых тем в творчестве композитора.

Музыка и поэзия в общем русле могучего русского искусства всегда были близки. Но в творчестве Свиридова обращает на себя внимание то, как именно он подходит к прочтению литературного текста в своей музыке. Свиридов тонко чувствует и понимает поэзию, всегда старается воспроизвести именно музыкальную трактовку стихов. Каждое обращение Свиридова к русской литературе это всегда открытие. Своим слушателям композитор предоставляет возможность посмотреть на поэзию Пушкина, Маяковского, Есенина, Блока, Пастернака с другой, новой стороны.

Музыка и поэзия в общем русле могучего русского искусства всегда были близки. Но в творчестве Свиридова обращает на себя внимание то, как именно он подходит к прочтению литературного текста в своей музыке. Свиридов тонко чувствует и понимает поэзию, всегда старается воспроизвести именно музыкальную трактовку стихов. Каждое обращение Свиридова к русской литературе это всегда открытие. Своим слушателям композитор предоставляет возможность посмотреть на поэзию Пушкина, Маяковского, Есенина, Блока, Пастернака с другой, новой стороны.

 Музыка Свиридова обогащает произведения талантливых поэтов, раскрывает, углубляет их, заставляя звучать полнее и живописнее. К каждому автору поэтических произведений композитор подбирает круг индивидуально-стилевых интонаций, тем самым создавая «музыкальные памятники» великим русским поэтам.

Музыка Свиридова обогащает произведения талантливых поэтов, раскрывает, углубляет их, заставляя звучать полнее и живописнее. К каждому автору поэтических произведений композитор подбирает круг индивидуально-стилевых интонаций, тем самым создавая «музыкальные памятники» великим русским поэтам.

В своем вокально-хоровом творчестве Свиридов всегда обращался к великим мастерам слова: Шекспир и Бернс, Пушкин, Лермонтов и Есенин, Некрасов и Маяковский… И каждый раз дуэт талантливой музыки композитора и поэзии выдающихся мастеров знаменовался рождением прекрасных музыкальных произведений.

В своем вокально-хоровом творчестве Свиридов всегда обращался к великим мастерам слова: Шекспир и Бернс, Пушкин, Лермонтов и Есенин, Некрасов и Маяковский… И каждый раз дуэт талантливой музыки композитора и поэзии выдающихся мастеров знаменовался рождением прекрасных музыкальных произведений.

Концерт для хора «Пушкинский венок»  - замечательный пример единства музыки Г.В. Свиридова и таланта А.С. Пушкина .

Концерт для хора «Пушкинский венок» - замечательный пример единства музыки Г.В. Свиридова и таланта А.С. Пушкина .

Премьера концерта состоялась в Большом зале Московской консерватории 5 апреля 1979 г.

Премьера концерта состоялась в Большом зале Московской консерватории 5 апреля 1979 г.

Концерт «Пушкинский венок»,  состоящий из 10 хоровых миниатюр,  чрезвычайно многоцветен и по жанрам, и по темам, и по своей образности.

Концерт «Пушкинский венок», состоящий из 10 хоровых миниатюр, чрезвычайно многоцветен и по жанрам, и по темам, и по своей образности.

«Пушкинский венок»: «Зимнее утро» «Колечушко, сердечушко» «Мери» «Эхо» «Греческий пир» «Камфара и мускус» «Зорю бьют...» «Наташа» «Восстань, боязливый…» «Стрекотунья белобока»

«Пушкинский венок»:

  • «Зимнее утро»
  • «Колечушко, сердечушко»
  • «Мери»
  • «Эхо»
  • «Греческий пир»
  • «Камфара и мускус»
  • «Зорю бьют...»
  • «Наташа»
  • «Восстань, боязливый…»
  • «Стрекотунья белобока»
Основа концерта Свиридова – это контраст сопоставления хоровых миниатюр: за радостью и светом «Зимнего утра» следует печаль и одиночество в «Колечушке-сердечушке» , затем опять светлая и восторженная «Мери» , а после нее — первое глубокое философско-поэтическое размышление о месте Поэта в мире — «Эхо» , напряженность которого разрешается уравновешенной гармонией «Греческого пира» . Несмотря на контраст, все десять разноликих, сплетенных в пестрый венок частей, объединены одним основным чувством – гармонией.

Основа концерта Свиридова – это контраст сопоставления хоровых миниатюр: за радостью и светом «Зимнего утра» следует печаль и одиночество в «Колечушке-сердечушке» , затем опять светлая и восторженная «Мери» , а после нее — первое глубокое философско-поэтическое размышление о месте Поэта в мире — «Эхо» , напряженность которого разрешается уравновешенной гармонией «Греческого пира» . Несмотря на контраст, все десять разноликих, сплетенных в пестрый венок частей, объединены одним основным чувством – гармонией.

«Зимнее утро»

«Зимнее утро»

«Колечушко-сердечушко » .

«Колечушко-сердечушко » .

«Мери»

«Мери»

«Эхо»

«Эхо»

«Греческий пир».

«Греческий пир».

Анализ прослушанных фрагментов: Характер музыки Средства музыкальной выразительности: Мелодия Ритм Темп Тембр Динамика Лад Регистр Жанр , тип произведения Штрихи Форма и т.д.

Анализ прослушанных фрагментов:

  • Характер музыки
  • Средства музыкальной выразительности:
  • Мелодия
  • Ритм
  • Темп
  • Тембр
  • Динамика
  • Лад
  • Регистр
  • Жанр , тип произведения
  • Штрихи
  • Форма и т.д.
Воплощение стихов в музыке  Г.В. Свиридова   « Вянет, вянет лето красно; Улетают ясны дни; Стелется туман ненастный Ночи в дремлющей тени; Опустели злачны нивы, Хладен ручеек игривый; Лес кудрявый поседел; Свод небесный побледнел….»  А.С. Пушкин

Воплощение стихов в музыке Г.В. Свиридова

« Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный

Ночи в дремлющей тени;

Опустели злачны нивы,

Хладен ручеек игривый;

Лес кудрявый поседел;

Свод небесный побледнел….»

А.С. Пушкин

Свиридов благодаря своему мастерству владения хором, а также при помощи большой палитры средств художественной выразительности, почти зримо воплощает текст А.С. Пушкина, «рисуя» для слушателя живую, осязаемую картину. Для того, чтобы его музыка производила такой эффект, Свиридов использует целый комплекс способов живописной интерпретации поэтического текста.

Свиридов благодаря своему мастерству владения хором, а также при помощи большой палитры средств художественной выразительности, почти зримо воплощает текст А.С. Пушкина, «рисуя» для слушателя живую, осязаемую картину.

Для того, чтобы его музыка производила такой эффект, Свиридов использует целый комплекс способов живописной интерпретации поэтического текста.

  Способы интерпретации поэтического текста: Жанровые характеристики хоровых миниатюр (плясовая, лирическая протяжная песня, баркарола …) Разнообразие форм изложения (строфическая, куплетная…) Многообразие тональностей, обогащающих изобразительность произведений. Умело подобранный темп и характер движения в каждой хоровой миниатюре (бодро, легко, прихотливо, тягуче, сдержанно, сильно….) Различные агогические изменения.

Способы интерпретации поэтического текста:

  • Жанровые характеристики хоровых миниатюр (плясовая, лирическая протяжная песня, баркарола …)
  • Разнообразие форм изложения (строфическая, куплетная…)
  • Многообразие тональностей, обогащающих изобразительность произведений.
  • Умело подобранный темп и характер движения в каждой хоровой миниатюре (бодро, легко, прихотливо, тягуче, сдержанно, сильно….)
  • Различные агогические изменения.
 6. Характерный для каждого образа ритмический рисунок (грациозный, порхающий…)  7. Живая, изобразительная гармония  8. Красочная мелодия, подчас рисующая портреты персонажей.  9. Контрастная и подвижная динамика  10. Использование реалистичных приемов стереофонии.  11. Указания автора относительно качества и характера певческого звука (светло, нежно, певуче…)  12. Интересное использование тембральных красок хоровых голосов, для создания того или иного характера звучания. 13. Театральность и симфоническая объемность в звучание хора.

6. Характерный для каждого образа ритмический рисунок (грациозный, порхающий…)

7. Живая, изобразительная гармония

8. Красочная мелодия, подчас рисующая портреты персонажей.

9. Контрастная и подвижная динамика

10. Использование реалистичных приемов стереофонии.

11. Указания автора относительно качества и характера певческого звука (светло, нежно, певуче…)

12. Интересное использование тембральных красок хоровых голосов, для создания того или иного характера звучания.

13. Театральность и симфоническая объемность в звучание хора.

Всеми этими способами композитор добивается в своей музыке яркой образности поэзии А.С. Пушкина. По данной причине многие люди любят слушать музыку Свиридова с закрытыми глазами.         Данный метод помогает полностью погрузиться в музыку композитора и по праву оценить его мастерство владения хором.

Всеми этими способами композитор добивается в своей музыке яркой образности поэзии А.С. Пушкина.

По данной причине многие люди любят слушать музыку Свиридова с закрытыми глазами.

Данный метод помогает полностью погрузиться в музыку композитора и по праву оценить его мастерство владения хором.

 Значение творчества Г.В. Свиридова в истории русской музыки сложно переоценить. Оно всегда заслуживало и заслуживает подробного и разностороннего рассмотрения и изучения в музыковедческих работах различных жанров – от популярных очерков до специальных теоретических исследований. К настоящему моменту существует довольно обширный список книг и статей, посвященных жизненному и творческому пути композитора: теоретические труды А.Н. Сохора и Д.В. Фришмана, также сборники статей о композиторе А.А. Золотова. Однако ученым в будущем еще предстоит большая работа, направленная на то, чтобы при помощи точного языка науки объяснить те ощущения глубокой русской национальности, какие вызывают у слушателя самобытные мелодии и гармонии, ритмы и тембры, умело используемые Свиридовым в своем творчестве.

Значение творчества Г.В. Свиридова в истории русской музыки сложно переоценить. Оно всегда заслуживало и заслуживает подробного и разностороннего рассмотрения и изучения в музыковедческих работах различных жанров – от популярных очерков до специальных теоретических исследований. К настоящему моменту существует довольно обширный список книг и статей, посвященных жизненному и творческому пути композитора: теоретические труды А.Н. Сохора и Д.В. Фришмана, также сборники статей о композиторе А.А. Золотова.

Однако ученым в будущем еще предстоит большая работа, направленная на то, чтобы при помощи точного языка науки объяснить те ощущения глубокой русской национальности, какие вызывают у слушателя самобытные мелодии и гармонии, ритмы и тембры, умело используемые Свиридовым в своем творчестве.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!