СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по русскому языку "Родительный падеж имен существительных во множественном числе" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Родительный падеж имен существительных во множественном числе", с картой самоконтроля, проведенного в 4 классе.

Цели:

  • Познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного числа, развивать умение  правильно употреблять их в речи;
  • развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку "Родительный падеж имен существительных во множественном числе" 4 класс»








Конспект открытого урока

по русскому языку по теме

«Родительный падеж имен существительных

множественного числа»,

проведенного в 4 «А» классе

МКОУ СОШ № 4 п. Анджиевский

г. Минеральные Воды

учителем начальных классов

Журавлевой Натальей Николаевной.



Дата проведения : 7 декабря 2011 г.


Место проведения: класс




Открытый урок по русскому языку (4 класс)

Тема: Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Цели:

  • Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа, развивать умение правильно употреблять их в речи;

  • развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

- Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение. (Слайд 2)

Карта самоконтроля


Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа




Применение правила на письме (упр. 253)



Применение правила на письме (закрепление)



Моё настроение в конце урока



- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.



На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание. (Слайд 3)


На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .


- Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

- Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

- Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

- Сформулируйте тему урока. “Родительный падеж имен существительных множественного числа”. (Слайд 4)

- Цели урока: (опорные слова слайд 4)

1) познакомиться с особенностями…;

3) развивать умение правильно употреблять … .

Ответы детей:

(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)


2. Подготовка к письму. (Слайд 5)

- А сейчас…

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Чистописание.

- Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

Ро ди на ро ди на ро ди на

- Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

- Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)

- А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем)




- Как называется ваша малая родина? (п. Анджиевский)

- Запишите в тетрадях:

родина поселок Анджиевский

- Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём поселке? (Ответы детей)


3.Работа по теме урока

- А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

а) Упражнение «Впиши окончание». (Слайд 6 )

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…... .

Слайд 7

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.


- Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)

- Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)

- Какие окончания у существительных второй группы? (-ОВ, ЕВ)

- Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)

- Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)

- Какого они рода? (Среднего рода)

- Попробуйте сделать вывод: существительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ОВ, -ЕВ или нулевое.

На доске появляется таблица. (слайд 8)


Ж.р.

М.р.

Ср.р.

, -ей

-ов, -ев,-ей

-ов, -ев,




- Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных , вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.





Карта самоконтроля (слайд 9)


Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа




Применение правила на письме (упр. 253)



Применение правила на письме (закрепление)



Моё настроение в конце урока



Слайд 10


- все окончания вставил правильно, отлично



- неправильно вставил одно окончание, хорошо




- испытал затруднение, нужно повторить правило


4. Физминутка для глаз. (слайд 11-12)


б) Работа с предложением.

- Вернемся к предложению в начале урока. (слайд 13)

На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст… .


- Определите род существительных. Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м.р., помидор – м.р., капуста – ж.р.)

- Назовите их окончания. (_-ОВ, -Ы)

- Почему у слова «капусты» окончание –Ы? (Это сушеств. употребляется только в единственном числе)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественном числа? (-ов, -ев)

в) Работа по учебнику с.128

- Прочитайте вывод на странице 128.

- Что еще нового узнали? (Суш. женского рода имеют окончание –ЕЙ: площадей. Сущ. мужского рода имеют окончание –ЕЙ: овощей.)



Упражнение 253 с.128

- Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

- Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

На огородах – сущ, на чём? Где?

Н. ф. – огород

М. р. 2 скл.

В П.п., во мн.ч.

Вт. член.

- Оцените свои знания. Закрасьте на карте самоконтроля третий кружок.


5. Физминутка (слайд 14)

- Отдохнем. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множест - венного числа вы приседаете.

Учебники , улица, ручки, школа, ученики, ребята, тетрадь.


6. Рефлексия.

-Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных. (слайд 15-16)


Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

- Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.


7. Итог урока (слайд 17)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- Что вам понравилось на уроке?

- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

8. Домашнее задание. (слайд 18)

С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит падеже мн.ч.




Спасибо за урок!


(слайд 19)





9 Тест

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.


Огурцы

 

Улицы

 

Фабрики

 

Помидоры

 

Килограммы

 

Сапоги

 

Яблоки

 

Места

 

Задачи

 




Родительный падеж, парные по глухости-звонкости согласные в конце слова.

Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже.

В роще много (чего?) ______________________________.
На полке много (чего?) ______________________________.
В деревне много (чего?) ______________________________.
На небе много (чего?) ______________________________.
На улице много (чего?) ______________________________.
На клумбе много (чего?) ______________________________.
В корзине много (чего?) ______________________________.
В раздевалке много (чего?) ______________________________.













Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.


1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

__________________________________________________________________


Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.


1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .

__________________________________________________________________


Упражнение «Впиши окончание».

Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания имён существительных и выделите их.


1) Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2) Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3) В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… . Школьники посадили много молодых деревь…… .



Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.


Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.


Далеко на севере есть богатые залежи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., водител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в имёнах существительных.


Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.


Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

Вставьте пропущенные окончания в именах существительных.


Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

__________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в словах и окончания в именах существительных.


Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

Карта самоконтроля


Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа




Применение правила на письме (упр. 253)



Применение правила на письме (закрепление)



Моё настроение в конце урока



________________________________________________________________


Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа




Применение правила на письме (упр. 253)



Применение правила на письме (закрепление)



Моё настроение в конце урока



__________________________________________________________________


Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока



Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа




Применение правила на письме (упр. 253)



Применение правила на письме (закрепление)



Моё настроение в конце урока