СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Цитирование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о цитировании, рассматриваются типичные ошибки при употреблении цитат.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Цитирование"»

ЦИТИРОВАНИЕ Цитата в сочинении – и цель, и средство.

ЦИТИРОВАНИЕ

Цитата в сочинении –

и цель, и средство.

Основные задачи НЕ – дублировать уже сказанное дублироваться дальнейшим текстом повторяться в сочинении

Основные задачи

НЕ –

  • дублировать уже сказанное
  • дублироваться дальнейшим текстом
  • повторяться в сочинении

Основные задачи конкретизировать и/или развить, углубить мысль точно воспроизвести текст

Основные задачи

  • конкретизировать

и/или

  • развить, углубить мысль
  • точно воспроизвести текст

Неудачно В «Пророке» Пушкин утверждает, что поэт должен своими речами воспламенять человеческие сердца: Глаголом жги сердца людей!

Неудачно

В «Пророке» Пушкин утверждает,

что поэт должен своими речами

воспламенять человеческие сердца:

Глаголом жги сердца людей!

Удачно В «Пророке» Пушкин утверждает высокую миссию поэта на земле: Глаголом жги сердца людей!

Удачно

В «Пророке» Пушкин утверждает

высокую миссию поэта на земле:

Глаголом жги сердца людей!

Цитирование прозы и драмы ПРИЁМЫ ЛАКОНИЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ слово, определение, словосочетание (в т.ч. «оборванные» и «разорванные» цитаты) речевые цитаты ключевые слова эпизода (цитаты в пересказе )

Цитирование прозы и драмы

ПРИЁМЫ ЛАКОНИЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ

  • слово, определение, словосочетание (в т.ч. «оборванные» и «разорванные» цитаты)
  • речевые цитаты
  • ключевые слова эпизода (цитаты в пересказе )

«Разорванная» цитата Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .

«Разорванная» цитата

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .

«Разорванная» цитата Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .

«Разорванная» цитата

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .

«Разорванная» цитата Пьера мы видим впервые, когда в гостиную Анны Павловны Шерер входит «массивный, толстый молодой человек… в очках».

«Разорванная» цитата

Пьера мы видим впервые, когда в гостиную Анны Павловны Шерер входит «массивный, толстый молодой человек… в очках».

Речевая цитата Прямая:  «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.

Речевая цитата

  • Прямая:

«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.

Речевая цитата Косвенная:  «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.

Речевая цитата

  • Косвенная:

«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.

Речевая цитата Косвенная: Князь Андрей говорит, что знает в жизни  «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь .  И счастие есть только отсутствие этих двух зол  ».

Речевая цитата

  • Косвенная:

Князь Андрей говорит, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь . И счастие есть только отсутствие этих двух зол ».

Ключевые слова эпизода (Он подумал немного и начал писать.

Ключевые слова эпизода

(Он подумал немного и начал писать.

"Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.

- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что, а там два раза который.

Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.

Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.

- И не отвяжешься от этого другого-то что! - сказал он с нетерпением.

- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.

- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)

Ключевые слова эпизода (Он подумал немного и начал писать.

Ключевые слова эпизода

(Он подумал немного и начал писать.

"Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.

- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что , а там два раза который .

Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что .

Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что , но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что .

- И не отвяжешься от этого другого-то что ! - сказал он с нетерпением.

- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.

- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)

Цитата в пересказе Обломов не мог написать деловую бумагу, потому что после долгих мучений у него в одной фразе всё равно оставалось слишком много «что» и «который».

Цитата в пересказе

Обломов не мог написать деловую бумагу, потому что после долгих мучений у него в одной фразе всё равно оставалось слишком много «что» и «который».

Цитирование поэзии Основные требования: сохранение поэтического образа особое оформление цитаты правильное словоизменение в стихотворной цитате

Цитирование поэзии

Основные требования:

  • сохранение поэтического образа
  • особое оформление цитаты
  • правильное словоизменение в стихотворной цитате

Сохранение поэтического образа Пушкин надеется остаться в народной памяти, потому что «чувства добрые… лирой пробуждал». Вспомните и сравните: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Сохранение поэтического образа

Пушкин надеется остаться в народной памяти, потому что «чувства добрые… лирой пробуждал».

Вспомните и сравните:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Сохранение поэтического образа Пушкин надеется остаться в народной памяти потому, что его лира взывала к «чувствам добрым» .

Сохранение поэтического образа

Пушкин надеется остаться в народной памяти потому, что его лира взывала к «чувствам добрым» .

Оформление стихотворной цитаты «В строчку»: Этот символический образ – не просто «парус одинокий / В тумане моря голубом». «В столбик»: Этот символический образ – не просто    парус одинокий   В тумане моря голубом.

Оформление стихотворной цитаты

  • «В строчку»:

Этот символический образ – не просто «парус одинокий / В тумане моря голубом».

  • «В столбик»:

Этот символический образ – не просто

парус одинокий

В тумане моря голубом.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате Называя её «гени ем чистой красоты», Пушкин использует образ из лирики Жуковского. На всякий случай. Жуковскиий, «Лалла рук»: Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты. Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты. Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты. Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате

Называя её «гени ем чистой красоты», Пушкин использует образ из лирики Жуковского.

На всякий случай. Жуковскиий, «Лалла рук»:

Ах! не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты.

  • Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.
  • Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.
  • Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате Следует быть осторожным, если анализируется стиховая форма! Уже первой строчкой о «Задремавших звёздах золотых» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате

Следует быть осторожным, если анализируется стиховая форма!

Уже первой строчкой о «Задремавших звёздах золотых» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате Уже первой строчкой о «ЗадремавшиХ звёздаХ золотыХ» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста. Именно на этих звуках?

Правильное словоизменение в стихотворной цитате

Уже первой строчкой о «ЗадремавшиХ звёздаХ золотыХ» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.

Именно на этих звуках?

Правильное словоизменение в стихотворной цитате Уже первой строчкой («Задремали звёзды золотые») Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.

Правильное словоизменение в стихотворной цитате

Уже первой строчкой («Задремали звёзды золотые») Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.

Цитата с ошибками В пустыне, чахлой и сухой,  На почве, зноем раскалённой,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит один во всей вселенной. В пустыне, чахлой и сухой,  На почве, зноем раскалённой,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит один во всей вселенной.

Цитата с ошибками

В пустыне, чахлой и сухой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

  • В пустыне, чахлой и сухой, На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.

Ошибки В пустыне , чахлой и сухой ,  На почве, зноем раскал ё нной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит _ один во всей вселенной. В пустыне , чахлой и сухой ,  На почве, зноем раскал ё нной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит _ один во всей вселенной.

Ошибки

В пустыне , чахлой и сухой ,

На почве, зноем раскал ё нной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит _ один во всей вселенной.

  • В пустыне , чахлой и сухой , На почве, зноем раскал ё нной, Анчар, как грозный часовой, Стоит _ один во всей вселенной.

Правильно В пустыне чахлой и скупой,  На почве, зноем раскаленной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит - один во всей вселенной. В пустыне чахлой и скупой,  На почве, зноем раскаленной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит - один во всей вселенной.

Правильно

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

  • В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной.

Эпиграф Функции Концентрация (подчёркивание) основной мысли сочинения.  Соотнесённость с целым текстом. Эмоциональная «настройка» читателя .

Эпиграф

Функции

  • Концентрация (подчёркивание) основной мысли сочинения.

Соотнесённость с целым текстом.

  • Эмоциональная «настройка» читателя .

Эпиграф Источники (виды)  Слова героя Слова автора Слова «третьего лица» Слова из художественного текста Крылатые слова, пословица

Эпиграф

Источники (виды)

  • Слова героя
  • Слова автора
  • Слова «третьего лица»
  • Слова из художественного текста
  • Крылатые слова, пословица

Эпиграф Оформление В кавычки не брать Называть источник - не заключая в скобки

Эпиграф

Оформление

  • В кавычки не брать
  • Называть источник - не заключая в скобки

Эпиграф Пример Бородинская битва в изображении Л.Н.Толстого   Ребята! не Москва ль за нами?  Умрёмте ж под Москвой,  Как наши братья умирали!      М. Ю.Лермонтов

Эпиграф

Пример

Бородинская битва в изображении Л.Н.Толстого

Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

М. Ю.Лермонтов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя