ЦИТИРОВАНИЕ
Цитата в сочинении –
и цель, и средство.
Основные задачи
НЕ –
- дублировать уже сказанное
- дублироваться дальнейшим текстом
- повторяться в сочинении
Основные задачи
и/или
- развить, углубить мысль
- точно воспроизвести текст
Неудачно
В «Пророке» Пушкин утверждает,
что поэт должен своими речами
воспламенять человеческие сердца:
Глаголом жги сердца людей!
Удачно
В «Пророке» Пушкин утверждает
высокую миссию поэта на земле:
Глаголом жги сердца людей!
Цитирование прозы и драмы
ПРИЁМЫ ЛАКОНИЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ
- слово, определение, словосочетание (в т.ч. «оборванные» и «разорванные» цитаты)
- речевые цитаты
- ключевые слова эпизода (цитаты в пересказе )
«Разорванная» цитата
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .
«Разорванная» цитата
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке .
«Разорванная» цитата
Пьера мы видим впервые, когда в гостиную Анны Павловны Шерер входит «массивный, толстый молодой человек… в очках».
Речевая цитата
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.
Речевая цитата
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей.
Речевая цитата
Князь Андрей говорит, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь . И счастие есть только отсутствие этих двух зол ».
Ключевые слова эпизода
(Он подумал немного и начал писать.
"Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что, а там два раза который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.
- И не отвяжешься от этого другого-то что! - сказал он с нетерпением.
- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.
- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)
Ключевые слова эпизода
(Он подумал немного и начал писать.
"Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира..." Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, - тут два раза сряду что , а там два раза который .
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что .
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что , но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что .
- И не отвяжешься от этого другого-то что ! - сказал он с нетерпением.
- Э! да черт с ним совсем, с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.
- Захар, на вот тебе. - Он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.)
Цитата в пересказе
Обломов не мог написать деловую бумагу, потому что после долгих мучений у него в одной фразе всё равно оставалось слишком много «что» и «который».
Цитирование поэзии
Основные требования:
- сохранение поэтического образа
- особое оформление цитаты
- правильное словоизменение в стихотворной цитате
Сохранение поэтического образа
Пушкин надеется остаться в народной памяти, потому что «чувства добрые… лирой пробуждал».
Вспомните и сравните:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Сохранение поэтического образа
Пушкин надеется остаться в народной памяти потому, что его лира взывала к «чувствам добрым» .
Оформление стихотворной цитаты
Этот символический образ – не просто «парус одинокий / В тумане моря голубом».
Этот символический образ – не просто
парус одинокий
В тумане моря голубом.
Правильное словоизменение в стихотворной цитате
Называя её «гени ем чистой красоты», Пушкин использует образ из лирики Жуковского.
На всякий случай. Жуковскиий, «Лалла рук»:
Ах! не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.
- Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.
- Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.
- Ах! не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.
Правильное словоизменение в стихотворной цитате
Следует быть осторожным, если анализируется стиховая форма!
Уже первой строчкой о «Задремавших звёздах золотых» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Правильное словоизменение в стихотворной цитате
Уже первой строчкой о «ЗадремавшиХ звёздаХ золотыХ» Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Именно на этих звуках?
Правильное словоизменение в стихотворной цитате
Уже первой строчкой («Задремали звёзды золотые») Есенин акцентирует внимание на звуковой стороне текста.
Цитата с ошибками
В пустыне, чахлой и сухой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
- В пустыне, чахлой и сухой, На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.
Ошибки
В пустыне , чахлой и сухой ,
На почве, зноем раскал ё нной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит _ один во всей вселенной.
- В пустыне , чахлой и сухой , На почве, зноем раскал ё нной, Анчар, как грозный часовой, Стоит _ один во всей вселенной.
Правильно
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
- В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной.
Эпиграф
Функции
- Концентрация (подчёркивание) основной мысли сочинения.
Соотнесённость с целым текстом.
- Эмоциональная «настройка» читателя .
Эпиграф
Источники (виды)
- Слова героя
- Слова автора
- Слова «третьего лица»
- Слова из художественного текста
- Крылатые слова, пословица
Эпиграф
Оформление
- В кавычки не брать
- Называть источник - не заключая в скобки
Эпиграф
Пример
Бородинская битва в изображении Л.Н.Толстого
Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
М. Ю.Лермонтов