СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: "Решение уравнений с параметрами"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация дает возможность каждому из обучающихся узнать степень сложности нахождения параметра заданной ситуации и с помощью полученных навыков и умений найти верное решение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Решение уравнений с параметрами"»

Презентация к уроку:  «Решение уравнений с параметрами».   Учитель математики МКОУ «Школа-лицей №2» Сухова Алефтина Владимировна

Презентация к уроку: «Решение уравнений с параметрами».

Учитель математики МКОУ «Школа-лицей №2»

Сухова Алефтина Владимировна

Если дано уравнение F(x;a)=0, которое надо решить относительно переменной x  и в котором буквой а обозначено произвольное действительное число , то  F(x;a)=0  называют уравнением с параметром а. Основная трудность, связанная с решением уравнения (и тем более неравенств) с параметром , состоит в том ,что при одних значениях параметра не имеет решений , при других – имеет бесконечное количество, при третьих - оно решается по одним формулам и т.д.

Если дано уравнение F(x;a)=0, которое надо решить относительно переменной x и в котором буквой а обозначено произвольное действительное число , то F(x;a)=0 называют уравнением с параметром а.

Основная трудность, связанная с решением уравнения (и тем более неравенств) с параметром , состоит в том ,что при одних значениях параметра не имеет решений , при других – имеет бесконечное количество, при третьих - оно решается по одним формулам и т.д.

ПРИМЕР 1. Решим уравнение 2а(а-2)х=а-2 при всех х. Обычно корень уравнения b х=с мы находим без труда : х=с: b .Поскольку b  отличен от нуля ,то мы можем смело на него делить . В заданном уравнении коэффициент при х  равен  2а(а-2) . Значение параметра может быть любым, поэтому сначала следует рассмотреть ситуацию, при которой этот коэффициент равен нуля.  1)при 2а=0 получаем 0х=0-2;  0=-2, из этого следует , что при а=0 уравнение не имеет решений. 2)При а -2=0  ,т.е а=2 , получаем 0х=2-2;  0=0, из этого следует , что при а=2  уравнение бесконечно много решений. 3)Осталось рассмотреть остальные случаи, т.е а ≠{0;2}  . В этом случае коэффициент отличен от нуля ,и поэтому на него можно делить. Получим х = ( а-2 )/2а(а-2),  т.е  а=1/2а. При записывании ответа нужно быть очень внимательным, чтоб не потерять решения. ОТВЕТ : при а =0-х € ø , при а =2 - х € R , при а € (-∞;0)(2;+∞) х=1/2а.

ПРИМЕР 1.

Решим уравнение 2а(а-2)х=а-2 при всех х.

Обычно корень уравнения b х=с мы находим без труда : х=с: b .Поскольку b отличен от нуля ,то мы можем смело на него делить . В заданном уравнении коэффициент при х равен 2а(а-2) . Значение параметра может быть любым, поэтому сначала следует рассмотреть ситуацию, при которой этот коэффициент равен нуля.

1)при 2а=0 получаем 0х=0-2;

0=-2,

из этого следует , что при а=0 уравнение не имеет решений.

2)При а -2=0 ,т.е а=2 , получаем 0х=2-2;

0=0,

из этого следует , что при а=2 уравнение бесконечно много решений.

3)Осталось рассмотреть остальные случаи, т.е а ≠{0;2} . В этом случае коэффициент отличен от нуля ,и поэтому на него можно делить.

Получим х = ( а-2 )/2а(а-2), т.е а=1/2а.

При записывании ответа нужно быть очень внимательным, чтоб не потерять решения.

ОТВЕТ : при а =0-х € ø , при а =2 - х € R , при а € (-∞;0)(2;+∞) х=1/2а.

ПРИМЕР 2. Решим уравнение (а-1)х²+2(2а+1)+(4а+3)=0  По виду это уравнение- квадратное, но т.к. значение параметра а нам не известно , то коэффициент при х² а-1 может быть равным 0 ,следовательно а=1 ,то уравнение будет уже линейным. Рассматриваем 2 случая: а=1 и а ≠1. 1)При а=1 ур-е принимает вид: 0∙х² + 2∙3х + 7 = 0, т.е . 6х = -7,х = -7/6. 2)При а ≠1 мы имеем квадратное ур-е  (а-1)х² + 2(2а+1)х + (4а+3)=0 Дискриминант = (2(2а+1))² - 4(4а+3)(а-1)= 4 (5а+4).  1)Если D , то квадратное ур-е не имеет корней При 4(5а+4)  а  х € ø  2)Если D =0 ,то ур-е имеет один корень а=-4/5, то х = - 1/3

ПРИМЕР 2.

Решим уравнение (а-1)х²+2(2а+1)+(4а+3)=0

По виду это уравнение- квадратное, но т.к. значение параметра а нам не известно , то коэффициент при х² а-1 может быть равным 0 ,следовательно а=1 ,то уравнение будет уже линейным.

Рассматриваем 2 случая: а=1 и а ≠1.

1)При а=1 ур-е принимает вид: 0∙х² + 2∙3х + 7 = 0, т.е . 6х = -7,х = -7/6.

2)При а ≠1 мы имеем квадратное ур-е

(а-1)х² + 2(2а+1)х + (4а+3)=0

Дискриминант = (2(2а+1))² - 4(4а+3)(а-1)= 4 (5а+4).

1)Если D , то квадратное ур-е не имеет корней

При 4(5а+4) а х € ø

2)Если D =0 ,то ур-е имеет один корень

а=-4/5, то х = - 1/3

0 ,то уравнение имеет 2 корня а -4/5 (но а≠1) , то х х1,2=(-2(2а+1) ± √ (4(5а+4)) )/( 2(а-1) ) Упростив, получаем х1,2 = ( -(2а+1)± √ (5а+4) )/( а-1) Ответ:1)при а=1 , х = -7/6; 2) При а , х € ø ; 3) При а =-4/5, х = - 1/3; 4) При а - 4/5 и а ≠1 , х1,2 = ( -(2а+1 ) ± √ (5а+4) )/( а-1) " width="640"

3)Если D0 ,то уравнение имеет 2 корня

а -4/5 (но а≠1) , то х х1,2=(-2(2а+1) ± √ (4(5а+4)) )/( 2(а-1) )

Упростив, получаем х1,2 = ( -(2а+1)± √ (5а+4) )/( а-1)

Ответ:1)при а=1 , х = -7/6;

2) При а , х € ø ;

3) При а =-4/5, х = - 1/3;

4) При а - 4/5 и а ≠1 , х1,2 = ( -(2а+1 ) ± √ (5а+4) )/( а-1)

0 , и ветвями вниз, если 2а . Поскольку корни уравнения должны быть меньше 3 , то парабола должна располагаться так : " width="640"

ПРИМЕР 3.

При каких а корни ур-е 2ах² - 2х – 3а – 2=0 меньше 3 .

Если а = 0 ,то ур-е принимает вид -2х-2=0 ; х = -1 удовлетворяет условию , он меньше 3 .

Если а ≠ 0 , то заданное ур-е является квадратным . Графиком ф-ии у = 2ах² - 2х – 3а – 2 является парабола с ветвями вверх, если 0 , и ветвями вниз, если . Поскольку корни уравнения должны быть меньше 3 , то парабола должна располагаться так :

0 2)Парабола должна пересекаться или касаться с осью абсцисс , иначе у уравнения я не будет корней . Корни есть , значит дискриминант неотрицателен D =0 3)В точке х=3 имеем ƒ (3)0. Если будет задан ещё и второй конец промежутка, то на том конце тоже надо определять знак. 4)Также обычно анализируют положение точки вершины параболы , но в данном случае это совершенно неважно, т . к . оба корня должны находиться на этом отрезке. Итак, объединяем в систему. 1)2а0 ; а 0 2) D =0 ; D= 24 а² +16а +4; 24 а² +16а +4 = 0 ; дискриминант уравнения 24 а² +16а +4 = 0 меньше 0, следовательно а€ R 3) ƒ (3)0; 15а-80 ; а8/15 ; решение этой системы : а8/15 " width="640"

Дадим аналитическое описание графика:

1)Ветви вверх , следовательно 2а 0

2)Парабола должна пересекаться или касаться с осью абсцисс , иначе у уравнения я не будет корней . Корни есть , значит дискриминант неотрицателен D =0

3)В точке х=3 имеем ƒ (3)0. Если будет задан ещё и второй конец промежутка, то на том конце тоже надо определять знак.

4)Также обычно анализируют положение точки вершины параболы , но в данном случае это совершенно неважно, т . к . оба корня должны находиться на этом отрезке.

Итак, объединяем в систему.

1)2а0 ; а 0

2) D =0 ; D= 24 а² +16а +4; 24 а² +16а +4 = 0 ; дискриминант уравнения 24 а² +16а +4 = 0 меньше 0, следовательно а€ R

3) ƒ (3)0; 15а-80 ; а8/15 ;

решение этой системы : а8/15

=0 ,аналогично а € R 3)ƒ(3) ; а 8/15 Решение системы: а Решение совокупности двух смстем: а или а8/15 Ответ: а € ( -∞; 0); (8/15;+∞) " width="640"

Аналогичные рассуждения позволяют составить вторую систему

1)2а ;

2)D=0 ,аналогично а € R

3)ƒ(3) ; а 8/15

Решение системы: а

Решение совокупности двух смстем: а или а8/15

Ответ: а € ( -∞; 0); (8/15;+∞)

ПРИМЕР 4 . 8 а ( sin⁶ х + cos⁶ х) = (а ² +4) cos 4 х , при каких а  уравнение имеет хотя бы одно решение. Преобразуем выражение sin⁶ х + cos⁶ х Т.к sin² х + cos² х=1 , то возведем в куб, из этого следует что 1= sin⁶ х + cos⁶ х+3 sin²cos² х ; отсюда sin⁶ х + cos⁶ х = 1 - 3/4 sin² 2х. Преобразуем cos 4 х cos 4 х = 1 – 2 sin ² 2x Подставляем все в выражение и получаем 8 а(1 - 3/4 sin² 2х ) = (а ² +4) ( 1 – 2 sin ² 2x ) Раскрыв скобки , приведем подобные и получаем sin ² 2x ( 2а ² +8-6а ) = а² + 4 - 8а Т.к 0    sin ² 2x ,то 0   (а² + 4 - 8а)/ ( 2а ² +8-6а )  Я думаю, что решить это двойное неравенство не составит труда, поэтому перехожу к ответу Ответ: а € ( -∞; 4-2√3 ] ; [4+2√3 ;+∞)

ПРИМЕР 4 .

8 а ( sin⁶ х + cos⁶ х) = (а ² +4) cos 4 х , при каких а уравнение имеет хотя бы одно решение.

Преобразуем выражение sin⁶ х + cos⁶ х

Т.к sin² х + cos² х=1 , то возведем в куб, из этого следует что 1= sin⁶ х + cos⁶ х+3 sin²cos² х ; отсюда

sin⁶ х + cos⁶ х = 1 - 3/4 sin² 2х.

Преобразуем cos 4 х

cos 4 х = 1 – 2 sin ² 2x

Подставляем все в выражение и получаем

8 а(1 - 3/4 sin² 2х ) = (а ² +4) ( 1 – 2 sin ² 2x )

Раскрыв скобки , приведем подобные и получаем

sin ² 2x ( 2а ² +8-6а ) = а² + 4 - 8а

Т.к 0 sin ² 2x ,то 0 (а² + 4 - 8а)/ ( 2а ² +8-6а )

Я думаю, что решить это двойное неравенство не составит труда, поэтому перехожу к ответу

Ответ: а € ( -∞; 4-2√3 ] ; [4+2√3 ;+∞)

ПРИМЕР 5.  При каком а ур-е 2 sin ²3x – (2a+1)sin3x + a = 0 имеет 3 различных корня на промежутке [ 2 π /3; π ]  ? Сделаем замену : sin3x = T ; Т € [ -1 ; 1 ] 2t² - (2a+1) t + a = 0 Найдем дискриминант : D=(2a+1) ² -8a ; сократив , получаем 4а² - 4а +1 .Это полный квадрат, следовательно, √ D = 2а -1 T1=(2a+1 -2a +1)/4= 0.5 T2=(2a+1+2a-1)/4= a Сделав обратную замену ,получаем Sin3x =0.5 ; это ур-е имеет 2 решения  ,  следовательно нам нужен ещё один корень. Sin3x =а из этого ур-я нам надо получить одно решение, а это будет при а=-1,0,-1 . Делаем подстановку: При а =1 sin3x =1; х= π /6+2 π /3 , проверяем, входит ли он в промежуток. Входит, значит это значение пойдет в ответ. При а =-1 sin3x =-1; ; х= - π /6+2 π /3, проверяем , не входит . При а=0 sin3x =0; х= π /6 , тоже не входит . Ответ : а=1.

ПРИМЕР 5.

При каком а ур-е 2 sin ²3x – (2a+1)sin3x + a = 0 имеет 3 различных корня на промежутке [ 2 π /3; π ] ?

Сделаем замену : sin3x = T ; Т € [ -1 ; 1 ]

2t² - (2a+1) t + a = 0

Найдем дискриминант :

D=(2a+1) ² -8a ; сократив , получаем 4а² - 4а +1 .Это полный квадрат, следовательно, D = 2а -1

T1=(2a+1 -2a +1)/4= 0.5

T2=(2a+1+2a-1)/4= a

Сделав обратную замену ,получаем

Sin3x =0.5 ; это ур-е имеет 2 решения , следовательно нам нужен ещё один корень.

Sin3x из этого ур-я нам надо получить одно решение, а это будет при

а=-1,0,-1 . Делаем подстановку:

При а =1 sin3x =1; х= π /6+2 π /3 , проверяем, входит ли он в промежуток. Входит, значит это значение пойдет в ответ.

При а =-1 sin3x =-1; ; х= - π /6+2 π /3, проверяем , не входит .

При а=0 sin3x =0; х= π /6 , тоже не входит . Ответ : а=1.

 ПРИМЕР 6.  При каких значениях а , для которых при каждом х  из промежутка [ -2 , -1 )  значение выражения х ⁴- 2 х² неравно значению выражения ах ²+ 5 .  То есть х ⁴- 2 х² ≠ ах ²+ 5 .  Перенесём все в одну сторону и вынесем х ² из второго и третьего слагаемых х ⁴- х²(2+ а) + 5 ≠0  Сделаем замену х ² = t  ,но так как на х наложены условия , то на t  тоже надо наложить условия: так как заменяем х ² ,то и промежуток надо возвести в квадрат и получаем t € ( 1 ; 4 ] .    t ²- t (2+ а ) + 5 ≠0  Найдем дискриминант D=  (2+ а )² + 4*5= (2+ а )² + 20 , так как это сумма квадрата и положительного числа , то и сумма будет положительной, а, следовательно , у этого уравнения 2 различных корня. Таким образом,   t ²- t (2+ а ) + 5 ≠0 в трех случаях , которые объединены совокупностью . Но сначала введем функцию и найдем область определения , которую мы и будем рассматривать : у = t ²- t (2+ а ) + 5 ; D  (y)  =  R  .

ПРИМЕР 6.

При каких значениях а , для которых при каждом х из промежутка [ -2 , -1 ) значение выражения х ⁴- 2 х² неравно значению выражения ах ²+ 5 .

То есть х ⁴- 2 х² ≠ ах ²+ 5 .

Перенесём все в одну сторону и вынесем х ² из второго и третьего слагаемых х ⁴- х²(2+ а) + 5 ≠0

Сделаем замену х ² = t ,но так как на х наложены условия , то на t тоже надо наложить условия: так как заменяем х ² ,то и промежуток надо возвести в квадрат и получаем t € ( 1 ; 4 ] .

t ²- t (2+ а ) + 5 ≠0

Найдем дискриминант D= (2+ а + 4*5= (2+ а + 20 , так как это сумма квадрата и положительного числа , то и сумма будет положительной, а, следовательно , у этого уравнения 2 различных корня.

  • Таким образом, t ²- t (2+ а ) + 5 ≠0 в трех случаях , которые объединены совокупностью . Но сначала введем функцию и найдем область определения , которую мы и будем рассматривать : у = t ²- t (2+ а ) + 5 ; D (y) = R .
0.75 . Это решение первого уравнения из совокупности , остальные два рассмотрим дальше. " width="640"

Ситуация 1.

Оба корня находятся по разные стороны отрезка , причем первый корень может проходить через 1 ,а может и на проходить , так как в промежутке единица строго не включена (напоминаю , что задание найти а ,где выражение неравно нулю , поэтому график функции может проходить через единицу ),а через 4 он не может проходить ,так как 4 включена в промежуток.

Ранее я рассматривала примере 3 метод анализа графиков , так же и этот график надо анализировать , но так дискриминант мы анализировали уже , а коэффициент при больше нуля ,поэтому t вершинное может находиться только как показано на графике , и поэтому эти положения не нужно исследовать.

Таким образом , нужно анализировать только знаки на конце отрезка:

У(1)≤0 и у(4)

у(1)=1-(2+а)-5=1-2-а-5=-6-а; у(4)=16-4(2+а)-5=16-8-4а-5=3-4а

Получаем систему из двух неравенств:

1)-6-а≤0; а≥-6

2)3-4а0.75

Решением этой системы является пересечение этих множеств , а именно а 0.75 . Это решение первого уравнения из совокупности , остальные два рассмотрим дальше.

Ситуация 2.  Оба корня находятся по левую сторону отрезка , причем опять же второй корень может проходить через 1 ,а может и на проходить , а первый корень должен находиться левее второго . В этом случае нам надо рассматривать положение вершины , так как данном случае вершина должна находиться левее 1 , иначе если вершина будет больше 1 ,то это будет соответствовать другому случаю . И опять же рассматриваем знак на конце отрезка ,а именно в 1 и получаем систему опять же из двух уравнений:  У(1)≥0 и t вершинное у(1) мы уже посчитали - это -6-а , теперь посчитаем t вершинное =  - b/2a= (2+a)/2 Получаем систему из двух неравенств: 1)-6-а≥0; а≤-6  2) (2+a)/2  1 ; Переносим 1 в левую сторону ,приводим к общему знаменателю и делим на 2 . Получаем а Решением этой системы является пересечение этих множеств , а именно а ≤-6 . Это решение второго уравнения из совокупности .

Ситуация 2.

Оба корня находятся по левую сторону отрезка , причем опять же второй корень может проходить через 1 ,а может и на проходить , а первый корень должен находиться левее второго . В этом случае нам надо рассматривать положение вершины , так как данном случае вершина должна находиться левее 1 , иначе если вершина будет больше 1 ,то это будет соответствовать другому случаю . И опять же рассматриваем знак на конце отрезка ,а именно в 1 и получаем систему опять же из двух уравнений:

У(1)≥0 и t вершинное

у(1) мы уже посчитали - это -6-а , теперь посчитаем t вершинное = - b/2a= (2+a)/2

Получаем систему из двух неравенств:

1)-6-а≥0; а≤-6

2) (2+a)/2 1 ; Переносим 1 в левую сторону ,приводим к общему знаменателю и делим на 2 . Получаем а

Решением этой системы является пересечение этих множеств , а именно а ≤-6 . Это решение второго уравнения из совокупности .

0 и t вершинное4; у(4) мы уже посчитали - это 3-4а ,теперь посчитаем t вершинное мы тоже уже подсчитали - это (2+a)/2 . Получаем систему из двух неравенств: 1) 3-4а 0; а 2) (2+a)/2 4; Переносим 4 в левую сторону ,приводим к общему знаменателю и делим на 2 . Получаем а6. У этой системы нет решения ,так как лучи не пересекаются . В ответ пойдёт объединение двух лучей : а 0.75 и а ≤-6 . Ответ : а € (-∞ ; -6 ] ; (0.75 ; +∞). " width="640"

Ситуация 3 .

Оба корня находятся по правую сторону отрезка , причем опять же первый корень не может проходить через 4 . Второй корень должен находиться правее первого . в этом случае так же нам надо рассматривать положение вершины , так как данном случае вершина должна находиться правее 4 ,иначе если вершина будет меньше 4 ,то это будет соответствовать другому случаю . И опять же рассматриваем знак на конце отрезка ,а именно в 4 и получаем систему опять же из двух уравнений:

У(4)0 и t вершинное4;

у(4) мы уже посчитали - это 3-4а ,теперь посчитаем t вершинное мы тоже уже подсчитали - это (2+a)/2 .

Получаем систему из двух неравенств:

1) 3-4а 0; а

2) (2+a)/2 4; Переносим 4 в левую сторону ,приводим к общему знаменателю и делим на 2 . Получаем а6.

У этой системы нет решения ,так как лучи не пересекаются . В ответ пойдёт объединение двух лучей : а 0.75 и а ≤-6 .

Ответ : а € (-∞ ; -6 ] ; (0.75 ; +∞).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!