5 класс.
Учитель математики:
Головкова Светлана Анатольевна,
МКОУ Пузевская СОШ,
Бутурлиновский район .
Цель урока:
актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
Задачи урока:
Предметные: уметь складывать натуральные числа; знать и уметь применять на практике свойства сложения натуральных чисел.
Личностные : способность самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; проявлять учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные : ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата .
План урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Физкультминутка.
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление
- Подведение итогов урока
- Информация учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
Математическое лото
2) 100 вычесть 6;
3) 90 разделить на 90;
4) 15 умножить на 3;
5) 284 увеличить на 6;
6 ) 17 увеличить в 3 раза;
7) 200 уменьшить на 10;
8) 238 увеличить на 3;
9) 80 уменьшить в 4 раза;
10) 40 уменьшить на 17;
11) 18 увеличить в 4 раза .
Немного из истории
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какова цель нашего урока?
Цель урока:
научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике
действий без знаков.
Тема знакомая, не правда ли? Ты знаешь, что сложение – одно из арифметических действий, причем не самое сложное.
При этом у слов сложный и сложение почему-то общий корень
Может мы не все знаем о сложении?
Конечно, не всё.
Например, с его помощью можно найти последующее число для любого натурального числа.
Интересно!
Ребята, подскажите, как это можно сделать…
Если прибавить к натуральному числу единицу, то получится следующее за ним число.
???
Сумма
Слагаемые
563; 300 ; 3 ; 312 ; 464 .
-Прочитайте числа.
- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом
563 + 464 = 1000
- Прочитайте пример всеми возможными способами.
+3
0 1 2 3 4 5 6 х
+4
0 1 2 3 4 5 6 х
Сложение чисел можно изобразить на координатном луче.
Изобрази сложение на координатном луче:
+2
0 1 2 3 4 5 6 х
Проверка
Изобрази сложение на координатном луче:
+2
0 1 2 3 4 5 6 х
+4
0 1 2 3 4 5 6 х
Какой вывод можно сделать?
Проверка
Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых
Изобрази сложение на одном координатном луче:
+2
+4
0 1 2 3 4 5 6 7 х
Какой вывод можно сделать?
Проверка(2)
Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
Найдите результат сложения:
Какой вывод можно сделать?
0 1 2 3 4 5 6 х
+0
Если прибавить к числу нуль , то получится данное число.
Вычисли удобным способом:
120
А теперь, вычисли самостоятельно:
110
622
622
Проверка
94
315
51
+99
39
146
77
Объясните, как легко устно можно
найти сумму данных чисел
Найдите сумму числа на лепестке и 99
Физкультминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Математический диктант
Печать
Вариант 1.
Вариант 2.
1. Как называется результат сложения?
1. Как называются числа, которые складывают?
2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ?
2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ?
3. Чему равна сумма
3 456 и 0 ?
3. Чему равна сумма
4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615
0 и 4 567 ?
4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373
Текст математического диктанта можно распечатать и раздать детям.
Можно знать правила – и не уметь складывать многозначные числа. Проверим. Реши задачу:
Гуляя после уроков, мальчики и девочки
произносят каждый день 11 875 слов по
делу, 5316 – со смыслом, 27 981 – не
задумываясь, а 379 слов лучше было бы
вообще не произносить. Сколько всего
слов в день говорится мальчиками и
девочками, гуляя после уроков?
Решение в тетрадях. Проверка решения – на доске.
45 551
Вместо звёздочек поставь цифры, чтобы получилось верное равенство
Прочитайте
п.6 на стр.33
и решите № 239
№ 238
Дополнительное задание.
Печать
Расставь в кружках девять цифр, чтобы сумма их на каждой стороне была 20.
Данное задание можно распечатать и раздать каждому ребенку.