СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение натуральных чисел и его свойства

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока + презентация "Сложение натуральных чисел и его свойства", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«сложение натуральных чисел и его свойства»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение натуральных чисел и его свойства.



ФИО (полностью)

Сердобинцева Елизавета Сергеевна

Место работы

МОУ «СОШ п. Октябрьский Балашовского района Саратовской области»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение натуральных чисел и его свойства. (первый урок).


Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012


  1. Цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.

  2. Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.


10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока : усвоение новых знаний.


12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике,), электронная презентация, выполненная в программе Power Point


16.Структура и ход урока



Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.




Этап урока


Задачи этапа




Деятельность учителя




Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;









2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы.

Историческая справка.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы.

6-7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства.

Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел.

6-7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Физкультминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.



Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2





6

Первичная проверка понимания


Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


Направляет работу учащихся.

Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.

4-5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

6

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.


10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Профессионалное самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.


2-3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.



Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

Нравственно -этическая ориентация

9.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,


мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением


вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2


Оценка своей деятельности и других людей


Смыслообразование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?


Математика повсюду

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь


Каждый день вставая бодро,

Начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.


Ох, скажу я вам, ребята

Все примеры не назвать.

Но должно быть всем понятно,

Что математику нам нужно знать на 5!

(слайд 2)















II . Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета

Задание: выполните действия.

Учащиеся по одному выходят к доске, устно выполняют сложение и щёлкают по соответствующему числу. Правильные ответы устанавливаются на позиции ответов, неправильные – выделяются другим цветом и исчезают.

(слайд 3)

После этого переходим к следующему слайду, на котором изображены числа. Учащимся предлагается открыть буквы, спрятанные под этими числами, в порядке возрастания. Из открывшихся букв составляют слово:

С, Л, О, Ж, Е, Н, И, Е.

(слайд 4)






2. Мотивация

С какими числами вы работали на предыдущих уроках?

Так что мы будем сегодня делать на уроке?

Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства.

(слайд 5)

Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?

Может это вам как-то пригодиться в жизни?


  1. Работа учащихся у доски


























2. – С натуральными числами.


Складывать натуральные числа.




Отвечают на вопрос.



III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

1. Немного из истории

В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?

Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.

(слайд 6)

Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

(слайд 7)



Слушают рассказ учителя.













Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.33-34

- Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?

- Как называются компоненты действия сложения? (слайд 8)

2. На доске записаны числа

563; 300; 3; 312; 464.

-Прочитайте числа.

- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом

(563 + 464 = 1000)

- Прочитайте пример всеми возможными способами.








- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 5. (слайд 9)

- Что значит прибавить 3?

- В какую сторону следует отложить три единичных отрезка?

- Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат.

- Изобразите на координатном луче сумму 3 + 5.(слайд 10)

- Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство?








- Изобразите сложение на одном координатном луче

3 + 8 = 11

8 + 6 = 17

Сколько чисел мы прибавили к 3.

Как эту сумму записать по- другому?

Мы видим, что 3 + (8 + 6) = (3+ 8) + 6

- Какой можно сделать вывод? (слайд 11)

- Как называется это свойство?








-Найдите результат сложения 5 + 0;

0 + 5 (слайд )

- Какой вывод можно сделать? (слайд 12)

- Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?



- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1.



- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.







563 + 464 = 1000.

-Сумма 563 и 464 равна 1000;

-563 прибавить 464 равно 1000;

- 563 плюс 464 равно 1000.

Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000.

Придумывают задачу.







- Это значит к числу 5 три раза прибавить 1.

- В правую сторону.



- 3 +5 = 8

- 5 +3 = 8

- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.

- Переместительное свойство сложения.












- Два числа .

- 3 + ( 8 + 6) = 17


- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.

- Сочетательное свойство сложения.







- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.


- Свойства нужно знать, чтобы проще считать

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

(слайд 13)


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. Раздает карточки


Вариант 1.

Вариант 2.

Вычислите:

135 + 78 + 24


Вычислите:

344 + 222 + 56


Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 5; 3 + 7;


Изобразите на координатном луче сложение:

3 + 2; 7 + 3.

3 419 845 099 + 11 087 609 311


94 029 547 608 + 8 997 684 513


Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615

Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373




Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.


I вариант

1. 237;

2. 8, 10;

3.14507454410;

4. 1548.


II вариант.

1.622;

2. 6, 10

3.103027232121;

4. 1021.


VII. Первичное закрепление.

Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания





По группам выполняют творческое задание








VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

Выставление отметок.


Отвечают на поставленные вопросы.















IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238. (слайд 14)

А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание.

Спасибо за работу на уроке!

(слайд 15)









Учащиеся внимательно слушают.

По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты.

X.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.




Просмотр содержимого презентации
«Сложение нат.чисел и его свойства_Сердобинцева Е.С.»