I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Математика повсюду Глазом только поведешь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдешь Каждый день вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Ох, скажу я вам, ребята Все примеры не назвать. Но должно быть всем понятно, Что математику нам нужно знать на 5! (слайд 2) | |
II . Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета Задание: выполните действия. Учащиеся по одному выходят к доске, устно выполняют сложение и щёлкают по соответствующему числу. Правильные ответы устанавливаются на позиции ответов, неправильные – выделяются другим цветом и исчезают. (слайд 3) После этого переходим к следующему слайду, на котором изображены числа. Учащимся предлагается открыть буквы, спрятанные под этими числами, в порядке возрастания. Из открывшихся букв составляют слово: С, Л, О, Ж, Е, Н, И, Е. (слайд 4) 2. Мотивация С какими числами вы работали на предыдущих уроках? Так что мы будем сегодня делать на уроке? Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства. (слайд 5) Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа? Может это вам как-то пригодиться в жизни? | Работа учащихся у доски 2. – С натуральными числами. Складывать натуральные числа. Отвечают на вопрос. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. 1. Немного из истории В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия. (слайд 6) Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? (слайд 7) | Слушают рассказ учителя. Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. 1. Работа по учебнику. Стр.33-34 - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? - Как называются компоненты действия сложения? (слайд 8) 2. На доске записаны числа 563; 300; 3; 312; 464. -Прочитайте числа. - Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом (563 + 464 = 1000) - Прочитайте пример всеми возможными способами. - Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 5. (слайд 9) - Что значит прибавить 3? - В какую сторону следует отложить три единичных отрезка? - Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат. - Изобразите на координатном луче сумму 3 + 5.(слайд 10) - Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство? - Изобразите сложение на одном координатном луче 3 + 8 = 11 8 + 6 = 17 Сколько чисел мы прибавили к 3. Как эту сумму записать по- другому? Мы видим, что 3 + (8 + 6) = (3+ 8) + 6 - Какой можно сделать вывод? (слайд 11) - Как называется это свойство? -Найдите результат сложения 5 + 0; 0 + 5 (слайд ) - Какой вывод можно сделать? (слайд 12) - Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни? | - Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1. - Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми. 563 + 464 = 1000. -Сумма 563 и 464 равна 1000; -563 прибавить 464 равно 1000; - 563 плюс 464 равно 1000. Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000. Придумывают задачу. - Это значит к числу 5 три раза прибавить 1. - В правую сторону. - 3 +5 = 8 - 5 +3 = 8 - Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. - Переместительное свойство сложения. - Два числа . - 3 + ( 8 + 6) = 17 - Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое. - Сочетательное свойство сложения. - Если прибавить к числу нуль, то получится данное число. - Свойства нужно знать, чтобы проще считать |
V. Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем, как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! (слайд 13) | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VI. Первичное усвоение новых знаний. Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. Раздает карточки Вариант 1. | Вариант 2. | Вычислите: 135 + 78 + 24 | Вычислите: 344 + 222 + 56 | Изобразите на координатном луче сложение: 3 + 5; 3 + 7; | Изобразите на координатном луче сложение: 3 + 2; 7 + 3. | 3 419 845 099 + 11 087 609 311 | 94 029 547 608 + 8 997 684 513 | Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 | Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373 | | Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I вариант 1. 237; 2. 8, 10; 3.14507454410; 4. 1548. II вариант. 1.622; 2. 6, 10 3.103027232121; 4. 1021. |
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 239. 238. (слайд 14) А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание. Спасибо за работу на уроке! (слайд 15) | Учащиеся внимательно слушают. По желанию: определить стоимость ремонта своей комнаты. |