СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 7 классе "Многообразие растений".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 7 классе "Многообразие растений" реализует технологию системно-деятельностного подхода, критического мышления. Может быть использована на отдельных уроках в разделе "Растения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 7 классе "Многообразие растений".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Димитровграда Ульяновской области Многообразие растений  Урок в 7 классе по биологии  Учитель Маврина М.Ф.  2013 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

г. Димитровграда Ульяновской области

Многообразие растений Урок в 7 классе по биологии Учитель Маврина М.Ф. 2013 г.

Классификация растений

Классификация растений

Водоросли 35 тысяч видов Возникли 2,5 млрд лет назад

Водоросли

  • 35 тысяч видов
  • Возникли 2,5 млрд лет назад
Мхи Мхи 10000 видов Возникли 350 млн лет назад

Мхи

Мхи

  • 10000 видов
  • Возникли 350 млн лет назад
Папоротникообразные

Папоротникообразные

Папоротникообразные Папоротники - более 10000 видов, появились 400 млн видов назад Хвощи – 30 видов, возникли 300 млн лет назад Плауны - 200 видов, возникли 300 млн лет назад

Папоротникообразные

  • Папоротники - более 10000 видов, появились 400 млн видов назад
  • Хвощи – 30 видов, возникли 300 млн лет назад
  • Плауны - 200 видов, возникли 300 млн лет назад
Голосеменные 700 видов Возникли 300 млн лет назад

Голосеменные

  • 700 видов
  • Возникли 300 млн лет назад
 Покрытосеменные – более 250 тысяч видов, появились около 140 млн лет назад
  • Покрытосеменные – более 250 тысяч видов, появились около 140 млн лет назад
Работа с карточками Можно ли в ночь под Ивана Купалу отыскать цветок папоротника на счастье?   Если связь межу этими растениями и процессом образования каменного угля? Могут ли пополниться его запасы в наше время?   Почему отдел покрытосеменные называют еще и цветковыми? Почему сосны легко переносят засуху? Почему можжевельник относят к голосеменным растениям? Чем объяснить, что сосна экономно испаряет влагу зимой? Почему лиственница относится к листопадным деревьям? Почему мхи называют земноводными в мире растений?

Работа с карточками

  • Можно ли в ночь под Ивана Купалу отыскать цветок папоротника на счастье?
  •  
  • Если связь межу этими растениями и процессом образования каменного угля? Могут ли пополниться его запасы в наше время?
  •  
  • Почему отдел покрытосеменные называют еще и цветковыми?
  • Почему сосны легко переносят засуху?
  • Почему можжевельник относят к голосеменным растениям?
  • Чем объяснить, что сосна экономно испаряет влагу зимой?
  • Почему лиственница относится к листопадным деревьям?
  • Почему мхи называют земноводными в мире растений?

Венерин башмачок настоящий

  • ВЕНЕРИН БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ
  • САРА ВЕНЕРА   ПУШМАКЁ
  • Класс  Однодольные
  •   Порядок  Ятрышникоцветные
  • Семейство  Ятрышниковые
  • Статус.  I категория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен во все Красные   книги (МСОП, СССР, РСФСР).
  • Описание.  Многолетнее травянистое растение средних (до 50 см) размеров с относительно толстым изучим корневищем и длинными извилистыми корнями. Стебель с 3-6 эллиптическими листьями, которые послезетания растения остаются зелеными. Крупные цветки в числе 1-3 с ванильным запахом окрашены в ярко желтые и юновато-бурые тона и напоминают по форме башмачок. Цветет в мае - июне.
  • Распространение.  Во многих областях европейской части России. Является редким растением Ульяновской области, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, В Чувашской Республике по высокому правому берегу р. Волги, в Присурье и Заволжье.
  • Места обитания.  Растет под пологом леса, в тени, встречается среди кустарников, в дубравах, по лесным агам, около болот, на известковых склонах.
  • Лимитирующие факторы.  Лесохозяйственные работы, выпас скота в лесу, сбор населением на букеты, шываиие корневищ, нарушение лесной подстилки, рекреационная нагрузка.
  • Меры охраны.  Охрана местообитаний. Контроль за состоянием популяций. Включен в Красные книги СССР, РСФСР и соседних регионов. Запрещен сбор населением. Охраняется в се "Заволжье", в одном из заказников, на территории памятника природы.
  • Источники информации:  Куданова, 1965; Каталог..., 1988; Редкие и исчезающие виды..., !; Благовещенский и др., 1989; Рогова, Фардеева, 1995: [енко, Гафурова, 1998.

Венерин башмачок настоящий

  • … Однако в пределах этого огромного ареала венерин башмачок обычно встречается нечасто, отдельными растениями или небольшими группами, редко образуя значительные скопления. В некоторых странах сохранились буквально считанные особи этого прекрасного растения. Например, в Англии имеется одно местонахождение, насчитывающее всего несколько десятков растений. У нас в Крыму не так давно найдено также единственное местонахождение. Чтобы добраться до этой популяции башмачка, нам пришлось карабкаться по крутому склону. И у основания небольшой скалы нами были найдены всего несколько особей башмачка, из которых цвела только одна. Такая же картина наблюдается и в ряде других районов страны, особенно в густонаселенных.
  • Это довольно крупное растение с крепким стеблем (до 50—80 см высоты) и толстым ползучим корневищем, от которого отходят длинные извилистые корни. На стебле 3—4 крупных эллиптических листа (до 17 см длины). Стебель и листья, как правило, опушены. Цветков - 1—2 (редко - 3). Листочки околоцветника красновато-бурые, губа желтая, внутри с красноватыми пятнышками. Тычинок (в отличие от большинства других наших орхидей)  две, они, как и столбике рыльцем, бледно-желтые, стаминодий (бесплодная тычинка) -- беловатый, с пурпурно-фиолетовыми крапинами. Завязь крупная, железисто опушенная.
  • Башмачок настоящий предпочитает хорошо увлажненные (не заболоченные) почвы, правда, может расти и на довольно сухих.
  • Может размножаться как семенами, так и вегетативным путем    (с   помощью   корневищ). Семена   мелкие,    многочисленные,   с   недоразвитым   зародышем. Прорастание только в присутствии гриба и при достаточном  увлажнении.   Первые  три года  проросток   ведет   подземный   образ   жизни,   питаясь   с помощью гриба, на 4-й год развивается первый зеленый лист. В благоприятных условиях это может  произойти    и    раньше. Зацветает   башмачок   на   15— 17-й год. Опыление происходит с помощью мух, жуков, земляных пчел и других насекомых. 
  • … По существу, цветок башмачка представляет собой ловушку для насекомых, заставляющую их осуществить опыление.
  • Насекомые, вползая беспрепятственно в туфельку, после ее обследования начинают искать выход. Ограниченное пространство не позволяет им взлететь, а завернутые внутрь края губы, ее гладкая внутренняя поверхность и заслон из стаминодия не дают выползти прямым путем.
  • Выбираясь из цветка на волю, насекомое сначала встречает на своем пути выпуклое рыльце. Грудь насекомого проходит непосредственно над рыльцем и о него насекомое и очищает принесенную пыльцу.
Сравнение отделов растений По сравнению с … Так же, как … Как …, так и … Сравнивая …, можно сказать … Кроме … еще … Помимо … Больше чем … Не только …, а и … На ряду с … Если …, то … В отличие от …

Сравнение отделов растений

  • По сравнению с …
  • Так же, как …
  • Как …, так и …
  • Сравнивая …, можно сказать …
  • Кроме … еще …
  • Помимо …
  • Больше чем …
  • Не только …, а и …
  • На ряду с …
  • Если …, то …
  • В отличие от …
Сравнение растений отделов По сравнению со мхами, папоротники имеют более сложное строение. Так же, как и голосеменные, покрытосеменные размножаются семенами. Как мхи, так и папоротникообразные имеют листья и стебель. Сравнивая отдел покрытосеменных с другими отделами растений, можно сказать, что это самые сложные растения. Кроме листьев и стеблей папоротникообразные имеют еще и корень. Помимо семени у покрытосеменных есть плод. Не только голосеменные, а и покрытосеменные размножаются семенами. Наряду с семенными существуют и споровые растения. Если изменятся условия на земле, то могут появиться другие растения. Если не будет воды, то существовать водорослям будет невозможно. В отличие от мхов голосеменные устроены сложнее. В отличие от мхов размножение голосеменных не зависит от воды. Больше чем покрытосеменные, других высокоорганизованных отделов на Земле нет.

Сравнение растений отделов

  • По сравнению со мхами, папоротники имеют более сложное строение.
  • Так же, как и голосеменные, покрытосеменные размножаются семенами.
  • Как мхи, так и папоротникообразные имеют листья и стебель.
  • Сравнивая отдел покрытосеменных с другими отделами растений, можно сказать, что это самые сложные растения.
  • Кроме листьев и стеблей папоротникообразные имеют еще и корень.
  • Помимо семени у покрытосеменных есть плод.
  • Не только голосеменные, а и покрытосеменные размножаются семенами.
  • Наряду с семенными существуют и споровые растения.
  • Если изменятся условия на земле, то могут появиться другие растения.
  • Если не будет воды, то существовать водорослям будет невозможно.
  • В отличие от мхов голосеменные устроены сложнее.
  • В отличие от мхов размножение голосеменных не зависит от воды.
  • Больше чем покрытосеменные, других высокоорганизованных отделов на Земле нет.
Составление эволюционной  цепочки  Мхи, голосеменные, водоросли, папоротникообраз-ные, псилофиты, покрытосеменные.

Составление эволюционной цепочки

Мхи, голосеменные, водоросли, папоротникообраз-ные, псилофиты, покрытосеменные.

Эволюционная цепочка Каким образом на Земле шло развитие растений?

Эволюционная цепочка

  • Каким образом на Земле шло развитие растений?
Выявите отношения между понятиями Объясните

Выявите отношения между понятиями

Объясните

Работа с понятиями Найти противоположное понятие  Спорофит - Гаметофит Яйцеклетка — Сперматозоид Голосеменные — Покрытосеменные Споровые — Семенные Однодольные — Двудольные Обоеполые — Раздельнополые Однодомные — Двудомные Низшие — Высшие Одноклеточные — Многоклеточные  Найти лишний организм Спирогира, мох сфагнум, сосна, хвощ, томат

Работа с понятиями

  • Найти противоположное понятие 
  • Спорофит - Гаметофит
  • Яйцеклетка — Сперматозоид
  • Голосеменные — Покрытосеменные
  • Споровые — Семенные
  • Однодольные — Двудольные
  • Обоеполые — Раздельнополые
  • Однодомные — Двудомные
  • Низшие — Высшие
  • Одноклеточные — Многоклеточные
  • Найти лишний организм
  • Спирогира, мох сфагнум, сосна, хвощ, томат
Рефлексия Что я узнал? В чем я стал более уверен? Чем я доволен? Что я еще не знаю? На что мне обратить внимание? Что мне нужно повторить? Кого мне нужно поблагодарить сегодня?

Рефлексия

  • Что я узнал?
  • В чем я стал более уверен?
  • Чем я доволен?
  • Что я еще не знаю?
  • На что мне обратить внимание?
  • Что мне нужно повторить?
  • Кого мне нужно поблагодарить сегодня?
Выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ 17  г. Димитровграда Ульяновской области Маврина Марина Федоровна

Выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ 17

г. Димитровграда Ульяновской области

Маврина Марина Федоровна