Особенности мышления у дошкольников с нарушениями речи.
Подготовила : учитель-логопед
Дудникова Е.А.
Содержание: 1. Виды мышления и их поэтапное развитие. 2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников. 3.Особенности мышления у детей с нарушениями речи. 4 . Практические упражнения для развития мышления дошкольников.
Дошкольником принято считать ребенка 3-7 лет. В этом возрасте у детей происходит активное развитие всех познавательных процессов, одним из которых является мышление.
Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире.
1. Виды мышления и их поэтапное развитие
Мышление дошкольников представлено 3 видами, каждый из которых является ведущим на соответствующем возрастном этапе:
- наглядно-действенное (до 3 лет);
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет);
- словесно-логическое (от 6 до 7 лет).
Наглядно-действенная форма мышления
Ребенок ближе к 3-4 годам все еще проявляет действенное мышление, то есть познание внешних и внутренних свойств предмета происходит через физические манипуляции с ним. Проще говоря, ребенок исследует все объекты, трогая их, разбирая на части, ломая и опять собирая.
Если малыш сломал машинку, значит, он ее просто изучал. Внешние ее характеристики ему известны, а интерес вызывает скрытое от глаз.
Эта форма мышления создает предпосылки для развития более сложного вида – наглядно-образного .
Наглядно-образная форма мышления
Дошкольникам ближе к 5 годам свойственно не только совершать практические действия с окружающими объектами, но и оперировать их образами и представлениями о них без наличия предметов под рукой.
Характерной чертой этой формы мышления является подражание взрослым . Это помогает ребенку смоделировать образ и построить его в своем воображении. Очень часто дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.
Наблюдаются активные ролевые игры между детьми и при игре в куклы, машинки, солдатики. Проявляется повышенный интерес к изобразительной деятельности. Речь становится четкой, предложения имеют более сложные конструкции. Многие ребята этого возраста могут читать по слогам и решать элементарные примеры по математике. Ставятся практические задачи и ищутся способы их решения. Ребенок уже способен спроектировать примерный результат своей деятельности.
Именно в данный период закладываются основы развития логического мышления. Это проявляется в понимании схематических рисунков и обозначений.
Словесно-логическая форма мышления
Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения.
Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.
2. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются:
- анализ,
- синтез,
- сравнение,
- обобщение
- классификация.
Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Сравнение
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть.
Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
Обобщение
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.
Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Анализ
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.
Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Синтез
Мыслительная операция, обратная анализу.
Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.
Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
3.Особенности мышления у детей с нарушениями речи.
Мышление детей, имеющих нарушения речи, одна из важных проблем логопсихологии.
По мнению Н.И. Жинкина , «задержка одного из компонентов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку».
А, по точному выражению Н.Н. Трауготт , ребенок с недоразвитием речи как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствует оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находятся на стадии более высокого развития.
Мышление детей с нарушением речи имеет некоторые особенности :
- неразвитость основных познавательных функций мышления: синтез-анализ, сравнение-обобщение, словесно-логическое мышление.
- затруднения в установлении связи между предметами, как они расположены по отношению друг к другу. То есть им проблемно познавать окружающий мир и преобразовывать его своими силами.
Известные педагоги и психологи сделали вывод, что очень важно предотвратить, а при наличии — ликвидировать печальные последствия, которые приносят нарушение мышления и речи. Оно может дать такой результат:
- речевые проблемы приводят к задержке умственного развития, так как мышление формируется с помощью речи. Задержка других функций может привести к педагогической запущенности;
- уже к пяти годам ребенок будет переживать неловкость и стыд перед сверстниками из-за недостатка речи;
- нарушение речи будет мешать при обучении в школе;
- это может повредить формированию будущего из-за личных проблем и трудностей в выборе профессии.
Главная ответственность за речевое развитие лежит на семье .
Мышление ребенка с правильным развитием речевых способностей отличается от особенности мышления с нарушениями речи.
Родителям легче увидеть у младенца такие нюансы психического развития, как, например, недостаточный рефлекс сосания , который может говорить о проблеме головного мозга; фиксацию взгляда , а так же прослеживание за предметом .
До трех лет уже можно увидеть недостаточность речевого развития у своего ребенка и обратиться к логопеду. Именно ранняя коррекционная работа в начале жизни такого малыша принесет успех. Она включает в себя развитие движений и психики ребенка. Необходима работа над ориентировкой и познавательной деятельностью малыша, фиксацией взгляда и слуховой активностью.
4. Практические упражнения для развития мышления дошкольников
Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.
Для наглядно-действенного мышления:
- Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
- Лепка из пластилина.
- Выкладывание геометрических фигур из спичек.
- Работа с ножницами и бумагой.
- Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
- Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
- Рисование пальчиковыми красками.
Для наглядно-образного мышления:
- Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
- Рисование и раскрашивание.
- Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
- Ролевые игры.
- Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
- Собирание пазлов.
Для словесно-логического мышления:
- Головоломки типа кубика Рубика.
- Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
- Задания на разделение предметов по группам.
- Задания на подсчет букв и звуков в слове.
- Дополнение и раскрашивание картинки.
- Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
- Решение легких примеров по математике.
- Нахождение отличий на 2 картинках.