Виды сборки. Виды соединений и технология их сборки.
ВИДЫ СБОРКИ
Виды сборки изделий систематизируются по следующим основным признакам:
объект сборки
последовательность сборки
точность сборки
уровень механизации и автоматизации процесса сборки
подвижность изделия при сборке
организация производства
По объекту сборки сборка подразделяется на:
узловую
общую
Сборка поршня с шатуном и кольцами, коленчатого вала с маховиком и сцеплением, головки цилиндров с клапанными механизмами, жидкостного и масляного насосов — примеры узловой сборки.
Сборка агрегатов из узлов, сборка автомобиля из агрегатов и узлов — примеры общей сборки.
По последовательности сборки выделяют:
последовательную - сборочные операции выполняются одна за другой
параллельную - операции выполняются одновременно
последовательно-параллельную
- операции выполняются и одна за другой, и одновременно
По уровню механизация и автоматизации процесса сборку разделяют на:
ручную
механизированную
автоматизированную
автоматическую
По состоянию объекта сборки выделяют:
подвижную сборку с непрерывным или периодическим перемещением собираемого изделия между рабочими местами сборки.
стационарную (неподвижную)
По организации производства выделяют:
Единичную —наиболее распространенный на существующих АРП
Групповую
(поточную и непоточную)
Типовую
поточную
ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ СОЕДИНЕНИЙ РАЗНЫХ ВИДОВ
При сборке выделяют следующие группы и виды соединений:
по сохранению целостности при разборке
разъемные неразъемные
по возможности относительного перемещения составных частей:
подвижные неподвижные
по методу образования:
резьбовые прессовые
шлицевые шпоночные
сварные клепаные
комбинированные
по форме сопрягаемых поверхностей:
цилиндрические плоские конические винтовые
профильные
Соединения обозначаются соответствующим сочетанием терминов, если они содержат в себе несколько признаков, к примеру: неподвижные разъемные резьбовые соединения, подвижные неразъемные профильные соединения.
В конструкции автомобилей наиболее распространенными соединениями являются:
Разъемные подвижные
(поршень — цилиндр, вал — подшипник скольжения, плунжер — гильза)
Зубчатые и шлицевые
Разъемные неподвижные
(резьбовые, прессовые и шпоночные)
Неразъемные неподвижные
(сварные, паяные, клепаные, клееные)
Неразъемные подвижные
— радиальные шариковые подшипники качения
Сборка резьбовых соединений
При сборке резьбовых соединений должны быть обеспечены:
отсутствие перекосов торца гайки или головки болта по отношению к поверхности сопрягаемой детали, так как перекос является одной из главнейших причин обрыва винтов и шпилек;
соосность осей болтов, шпилек, винтов с резьбовыми отверстиями и необходимая плотность посадки в резьбе;
соблюдение очередности и постоянство усилий затяжки крепежных деталей в групповых резьбовых соединениях.
Сборка прессовых соединений
Под воздействием следующих факторов формируется качество сборки прессовых соединений:
- значения натяга,
- материала сопрягаемых деталей,
- геометрических размеров,
- формы и шероховатости поверхностей,
- соосности деталей,
- прилагаемого усилия запрессовывания,
- наличия смазки и др.
Сборка соединений с подшипниками качения
При запрессовке подшипников качения с помощью оправок необходимо, чтобы усилие запрессовки передавалось непосредственно на торец соответствующего кольца: внутреннего — при напрессовке на вал, наружного — при запрессовке в корпус и на оба торца колец, если подшипники одновременно напрессовываются на вал и входят в корпус.
Сборка зубчатых передач
Перед сборкой зубчатой пары, для обеспечения плавности работы пары, на специальном приспособлении устанавливают боковой зазор между зубьями, а при необходимости подбирают пару.
Для правильного зацепления зубчатых цилиндрических колес нужно, чтобы оси валов лежали в одной плоскости и были параллельны. Их выверка выполняется регулированием положения гнезд под подшипники в корпусе.
При сборке конической пары редуктора заключительной операцией является регулировка зацепления путем осевого перемещения ведущей шестерни (вперед-назад) и (или) ведомого колеса (вправо-влево).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ