СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется на уроке русского языка  в 8 классе по теме "Обособленные определения и приложения" (программа М.М.Разумовской)  не только  при объяснении нового материала, но и для закрепления знаний и подготовке к государственной итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обособленные определения и приложения"»

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  Обособление определений и приложений

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Обособление определений и приложений

Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать правила обособления определений. 1 . В стране лучей , незримой нашим взорам,  Вокруг миров вращаются миры.   2. Ты , гордый, пел для муз и для души.   3. Я рвал отчаянной рукой   Шиповник , спутанный плющом .   4. Ветер , все еще сильный,  дул с востока.

Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать правила обособления определений.

1 . В стране лучей , незримой нашим взорам,

Вокруг миров вращаются миры.

2. Ты , гордый, пел для муз и для души.

3. Я рвал отчаянной рукой

Шиповник , спутанный плющом .

4. Ветер , все еще сильный, дул с востока.

! Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? ( какой? красный, умный, ответственный; чей? лисий, отцов) Обособленные определения чаще всего выражаются причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), прилагательными (одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми словами), существительными с зависимыми словами

!

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? ( какой? красный, умный, ответственный; чей? лисий, отцов)

Обособленные определения чаще всего выражаются причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), прилагательными (одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми словами), существительными с зависимыми словами

! Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с этим существительным в падеже (например, газета «Комсомольская правда», врач Иванова и т. п.)  Если нужно найти обособленный член, ищи то, что выделено запятыми.

!

Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с этим существительным в падеже (например, газета «Комсомольская правда», врач Иванова и т. п.)

Если нужно найти обособленный член, ищи то, что выделено запятыми.

Условия обособления согласованных определений: После определяемого слова: Перед определяемым словом: Если это причастные обороты С добавочным значением причины Прилагательные с зависимыми словами С добавочным значением уступки Однородные определения с союзами или без союзов

Условия обособления согласованных определений:

После определяемого слова:

Перед определяемым словом:

Если это причастные обороты

С добавочным значением причины

Прилагательные с зависимыми

словами

С добавочным значением уступки

Однородные определения с

союзами или без союзов

Условия обособления несогласованных определений. Если стоят после Если относятся к определяемого личному  слова и связаны местоимению.  сочинительной связью  с согласованными определениями.  В одной рубахе , она быстро сошла вниз. Новенькая рубашка , белая,  в черную полоску , сидела неплохо. Не обособляются , если стоят перед согласованными определениями. Бежали школьники  в форменных костюмчиках, умытые, краснощекие.

Условия обособления несогласованных определений.

Если стоят после

Если относятся к

определяемого

личному

слова и связаны

местоимению.

сочинительной связью

с согласованными

определениями.

В одной рубахе , она быстро

сошла вниз.

Новенькая рубашка , белая,

в черную полоску , сидела

неплохо.

Не обособляются ,

если стоят

перед согласованными

определениями.

Бежали школьники в

форменных

костюмчиках, умытые,

краснощекие.

  Рассмотрите предложения. Назовите условия обособления несогласованных определений. 1) В длинном своем платье, со шляпой на  голове, зеленым вуалем и распущенными  кудрями , вошла она в переднюю. 2) Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок. 3) Босая, в одной рубахе , она быстро сошла вниз. 4) В кухне молодая женщина, в платочке и  калошах на босу ногу , стояла на подоконнике  и мыла окно.

Рассмотрите предложения. Назовите условия обособления несогласованных определений.

1) В длинном своем платье, со шляпой на

голове, зеленым вуалем и распущенными

кудрями , вошла она в переднюю.

2) Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок.

3) Босая, в одной рубахе , она быстро сошла вниз.

4) В кухне молодая женщина, в платочке и

калошах на босу ногу , стояла на подоконнике

и мыла окно.

     В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.  Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения. Ему оставалось одно средство — (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения.

  • Ему оставалось одно средство — (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан,(1) но есть звуки и нити,(2) соединяющие русского человека на русской земле,(3) и они звучат в каждом из нас от рождения,(4) да вот выразить их,(5) донести до моря людского не каждому дано.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

  • Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан,(1) но есть звуки и нити,(2) соединяющие русского человека на русской земле,(3) и они звучат в каждом из нас от рождения,(4) да вот выразить их,(5) донести до моря людского не каждому дано.
Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся.  (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.  (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
  • Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
  • (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся.

(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.

(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.

Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.  (23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах.  (25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно...  (26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька.  (27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля.
  • Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах.

(25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно...

(26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька.

(27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!