ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Обособление определений и приложений
Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать правила обособления определений.
1 . В стране лучей , незримой нашим взорам,
Вокруг миров вращаются миры.
2. Ты , гордый, пел для муз и для души.
3. Я рвал отчаянной рукой
Шиповник , спутанный плющом .
4. Ветер , все еще сильный, дул с востока.
!
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? ( какой? красный, умный, ответственный; чей? лисий, отцов)
Обособленные определения чаще всего выражаются причастным оборотом (причастие с зависимыми словами), прилагательными (одиночными или однородными, иногда прилагательными с зависимыми словами), существительными с зависимыми словами
!
Приложение – определение, выраженное именем существительным, согласующимся с этим существительным в падеже (например, газета «Комсомольская правда», врач Иванова и т. п.)
Если нужно найти обособленный член, ищи то, что выделено запятыми.
Условия обособления согласованных определений:
После определяемого слова:
Перед определяемым словом:
Если это причастные обороты
С добавочным значением причины
Прилагательные с зависимыми
словами
С добавочным значением уступки
Однородные определения с
союзами или без союзов
Условия обособления несогласованных определений.
Если стоят после
Если относятся к
определяемого
личному
слова и связаны
местоимению.
сочинительной связью
с согласованными
определениями.
В одной рубахе , она быстро
сошла вниз.
Новенькая рубашка , белая,
в черную полоску , сидела
неплохо.
Не обособляются ,
если стоят
перед согласованными
определениями.
Бежали школьники в
форменных
костюмчиках, умытые,
краснощекие.
Рассмотрите предложения. Назовите условия обособления несогласованных определений.
1) В длинном своем платье, со шляпой на
голове, зеленым вуалем и распущенными
кудрями , вошла она в переднюю.
2) Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок.
3) Босая, в одной рубахе , она быстро сошла вниз.
4) В кухне молодая женщина, в платочке и
калошах на босу ногу , стояла на подоконнике
и мыла окно.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения.
- Ему оставалось одно средство — (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
- Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан,(1) но есть звуки и нити,(2) соединяющие русского человека на русской земле,(3) и они звучат в каждом из нас от рождения,(4) да вот выразить их,(5) донести до моря людского не каждому дано.
- Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
- (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся.
(9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
- Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки чешуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой — они рассыпались в прах.
(25)— Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно...
(26)— Иди сюда, тут родник! — закричал Васька.
(27)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля.