Учитель немецкого языка
МКОУ «Толстолужская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Матвеенко Татьяна Александровна
Аудирование , способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения.
Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому развитие и разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, крайне важны.
Мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:
- различные объявления;
- новости радио и телевидения;
- различные инструкции и поручения;
- лекции;
- рассказы собеседников;
- выступления актеров;
- собеседника по телефонному разговору и т.д.
Цели обучения аудированию:
- сформировать определенные навыки;
- развить определенные речевые умения;
- обучить умению общаться;
- развить необходимые способности и
- психические функции;
- запомнить речевой материал;
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в
- потоке информации;
- развить слуховую память;
- развить слуховую реакцию.
Аудирование так же служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.
При выполнении заданий на аудирование говорящий должен продемонстрировать следующие способности:
- Предсказание того, что люди будут говорить.
- Догадку незнакомых слов и фраз без паники.
- Использовать свои предыдущие знания как базу для понимания.
- Понимать отношение говорящего к предмету разговора.
- Уметь делать записи по время прослушивания.
- Понимать интонацию и ударения.
- Этическая сторона говорения, правила ведения дискуссии, дебатов и других видов споров.
Основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие:
память
воображение
восприятие
мышление.
Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.
Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели.
Трудности при обучении аудированию.
- Фонетические.
- Грамматические
- Лексические.
Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию:
Учебно-аутентичные
Аутентичные
Материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления
Материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач
Материал для обучения аудированию должен соответствовать следующим требованиям:
- Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.
- Содержание новой и интересной для учащихся информации.
- Представление разных форм речи.
- Наличие избыточных элементов информации.
- Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.
- Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
- Желательно наличие воспитательной ценности.
Аудирование выступает как цель и как средство.
Как средство оно может быть использовано в качестве:
- Способа организации учебного процесса.
- Способа введения языкового материала в устной форме.
- Средства обучения другим видам речевой деятельности.
- Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Аудирование в структуре урока может встречаться и в начале, и в центральной части, и на завершающем этапе.
Место аудирования в структуре занятия будет, в первую очередь, зависеть от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель.
Аудирование и говорение.
Понимание речи на слух тесно связано с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка . Говорение может быть реакцией на чужую речь.
Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание может служить основой для говорения, в свою очередь, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа.
Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.
Аудирование и чтение.
Между аудированием и чтением есть взаимодействие. Задания на аудирование обычно даются в печатном виде, поэтому часть информации, необходимой для аудирования то есть для понимания текста может быть извлечена из печатного задания
Аудирование и письмо .
Очень часто ответы на задание по аудированию нужно дать в письменной форме. Поэтому эти виды деятельности тоже связаны между собой.
Аудирование является рецептивным видом деятельности и целью обучения аудированию является понимать тексты на слух с различной степенью проникновения в содержание и выявление наиболее существенных фактов.
Упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие группы:
- Предтекстовые.
- Упражнения, которые выполняются во время прослушивания.
- Послетекстовые упражнения.
Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием их целью является облегчение последующего прослушивания.
Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, диаграммам, названию текста.
Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей а так же психологического напряжения перед прослушиванием
Упражнения, выполняемые во время прослушивания, чаще всего бывают на извлечение какой то отдельно интересующей нас информации. Здесь чаще всего проверяется умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую его информацию. Соотносить печатную информацию и информацию звучащую. Быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена.
Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.
Упражнения, выполняемые после прослушивания, часто носят контролирующий характер. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верно\неверно. Эти упражнения проверяют степень понимания учащимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. А так же упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.
Еще одним важным подготовительным упражнением является сообщение информации о предстоящем прослушивании – будет ли это интервью, или телепередача, или прогноз погоды. Кроме того, обязательно необходимо сообщить задачи прослушивания – прослушать и ответить на вопросы, прослушать и заполнить пропуски и т.д
Обычно текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. Обычно это делается с помощью общих вопросов. Если в процессе опроса выясняется, что текст не понят учащимися, или понят частично, то во время второго прослушивания я обычно разбиваю текст на смысловые части и работаю с отдельными частями. Когда вы видите, что большинство учащихся поняли смысл услышанного, то можно переходить к следующим этапам работы. Это может быть суммирование информации, полученной в процессе прослушивания
Ubungen zum Text
1. Sie horen sechs kurze Texte. Dazu sollen Sie markieren, wem diese Satze gehoren?
- Ich und meine Schwester werden mit dem Auto zur Schule gebracht.
- Zur Schule gehe ich zu Fuss mit meiner Freundin.
- Ich fahre mit der Strassenbahn zur Schule, morgens gibt es dort nicht so viele Leute.
- Wenn das Wetter gut ist, fahren wir mit Fahrradern zur Schule.
- Da ich weit von der Schule wohne, fahre ich mit dem Zug dorthin.
- Ich fahre immer mit dem Schulbus zur Schule.
Person
Satz
1
2
3
4
5
6
2. Markieren Sie bei den Aufgaben 1-6 an: Richtig oder Falsch
R F
A. Vom Bahnhof bis zur Schule gehe ich zu Fuss. … …
B. Mein Schulweg dauert 35 Minuten . … …
С. Auf dem Weg streite ich mich oft mit meiner Schwester
wegen der Schule. … …
D. Ich muss morgens um 7 Uhr mit dem Schulbus fahren. … …
E. Bei Regen fahre ich mit dem Fahrrad zur Schule nicht. … …
F. Mittags ist die Strassenbahn immer komplett uberfullt . … …
Wahlen Sie die richtige Antwort.
1). Wie lange gehe ich von Bahnhof bis zur Schule zu Fuss?
a) 15 Minuten
b) 20 Minuten
c) 10 Vinuten
2). Was kaufen wir im Wahrenhaus?
a) Bucher
b) etwas zu essen
c) Spielzeuge
3). Was esse ich zum Fruhstuck am liebsten?
a) Kaffee
b) Schokomilch
c) Tee mit Milch
4). Was mache ich vor den Stunden?
a) ich lese ein Buch
b) spreche mit meiner Freundin
c) ich hore Musik
5). Wann fahre ich mit dem Fahrrad zur Schule ?
a) jeden Tag
b) bei gutem Wetter
c) bei schlechtem Wetter
6). Womit fahre ich 30 Minuten bis zur Schule?
a) mit dem Auto
b) mit dem Strassenbahn
c) mit dem Bus
Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.
Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.