А.С.Пушкин
Роман «Дубровский». Анализ 7-11 глав.
.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Задачи:
образовательные :
работать над содержанием романа;
учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;
выяснить мотивировку поступков героев;
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
определить характер отношения героев;
обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
- работать над содержанием романа; учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел; выяснить мотивировку поступков героев; добиться понимания сюжета и проблематики романа; определить характер отношения героев; обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Словарная работа:
- Стряпчий – ходатай по судебным делам
- Губернатор – начальник губернии.
- Храмовый праздник – церковный праздник
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
Анализ 7 главы
ПРИЁМ «ВЕРЮ – НЕВЕРЮ»
5). В округе появились разбойники.
6).Меры, принятые правительством, дали свои результаты: грабительства прекратились.
7) Разбойники разъезжали днём по губернии, грабили помещичьи дома.
8).Начальник шайки славился умом, отважностью и великодушием.
9). Владимир Дубровский со своими людьми напал на имение Троекурова и ограбил его.
Учимся понимать текст
Анализ 7 главы
ПРИЁМ «ВЕРЮ – НЕВЕРЮ»
1). Некоторые утверждали, что виновником пожара был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.
2). Владимир Дубровский вместе с кузнецом Архипом, кучером Антоном, Гришей и няней Егоровной после пожара были схвачены полицией.
3). Дубровского и Архипа-кузнеца видели за несколько минут перед пожаром.
4).Кузнец Архип – главный виновник пожара.
Учимся понимать текст
- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?
- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
Творческая работа
Составление плана произведения
Работа в группах
План 7 главы
1. Расследование случившегося пожара
2. В окрестностях появляется шайка разбойников
3.Поместья Троекурова разбойники не грабили.
Учимся понимать текст
АНАЛИЗ 8 ГЛАВЫ
Словарная работа:
- АНАЛИЗ 8 ГЛАВЫ Словарная работа:
- Аттестаты – здесь: документы
- Гувернёр – воспитатель, а иногда и учитель
- Флигель – боковая пристройка при главном здании или домик во дворе
Учимся понимать текст
- Какое новое лицо появилось в доме Троекурова?
-Чем учитель понравился Кириле Петровичу? Чем он остался недоволен?
-Как к нему отнеслась Маша?
Учимся понимать текст
- О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали?
- Какому испытанию подверг учителя Дефоржа Кирила Петрович?
- - Изменилось ли отношение Маши к Дубровскому после истории с медведем?
Творческая работа
Составление плана произведения
Работа в группах
План 8 главы
1. Появление молодого учителя-француза Дефоржа.
2. «Благородные увеселения» Троекурова.
3. Француз убивает медведя.
4. Дефоржа полюбили.
Учимся понимать текст
АНАЛИЗ 9 ГЛАВЫ «ОБЕД В ПОКРОВСКОМ».
Словарная работа:
- АНАЛИЗ 9 ГЛАВЫ «ОБЕД В ПОКРОВСКОМ». Словарная работа:
- Паперть – крыльцо и площадка перед входом в церковь.
- Трапеза – здесь: праздничный обед.
Учимся понимать текст
- - По какой причине стали съезжаться гости?
- - С кем приехал Кирила Петрович на обедню?
- -Почему взоры присутствующих были обращены на Марию Кириловну?
- -Куда все поехали после обедни?
Учимся понимать текст
-Кто ещё приехал на праздник к Кириле Петровичу?
-Опишите его.
- Почему он опоздал на праздник?
-Почему Спицын не поехал через Кистеневский лес?
- Почему он боится Дубровского?
Учимся понимать текст
-О чём рассказала Анна Савишна Глобова? Какой случай с ней произошёл?
-Как она описывает человека, который к ней приходил и вернул деньги, украденные приказчиком?
-Как описывает Дубровского Троекуров?
-Какие приметы Дубровского были записаны у исправника?
Творческая работа
Составление плана произведения
Работа в группах
План 9 главы
1. В день храмового праздника 1 октября
2. Праздничное застолье в Покровском
3. Разговор о разбойниках
4. История Анны Савишны Глотовой
Учимся понимать текст
АНАЛИЗ 10
Самостоятельная работа
Игра «Лови вопрос».
- АНАЛИЗ 10 Самостоятельная работа Игра «Лови вопрос».
-Почему гости не поехали вечером домой?
-Чем они были заняты?
-Кто не принимал участия в веселье? Почему?
Учимся понимать текст
АНАЛИЗ 10
Самостоятельная работа
Игра «Лови вопрос».
- АНАЛИЗ 10 Самостоятельная работа Игра «Лови вопрос».
-Где он хранил деньги?
-Почему А.П.Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем?
-Каково было его пробуждение?
Творческая работа
Составление плана произведения
Работа в группах
План 10 главы
1. Веселье продолжилось до полуночи.
2.Антон Пафнутьич не веселился.
3. Спицын и Дефорж в одной комнате.
4. Ограбление и запугивание Спицына ночью.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 7-10 главам.
Выборочный пересказ сцен:
«Рассказ Анны Савишны Глотовой»
«Ограбление Спицына».
Прочитать 11-12 главы; озаглавить.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно