Развитие познавательной
активности через приемы
создания проблемной
ситуации на уроках
Технология проблемного обучения универсальна!
Открывать знания можно:
- на любом предмете
- на любом этапе урока
- на всех школьных ступенях
В чём ценность проблемных уроков для детей?
1
испытывают удовлетворение от решения проблемы,
сами с радостью осознают, на сколько «выросли» порой даже за один урок
2
уверенность в своих силах, положительная мотивация к обучению.
а) при введении нового материала школьники думают, анализируют, рассуждают
б) на этапе воспроизведения творчески усваивают знания
3
более прочные знания, т.к.
лучше усваивается не готовое и потом зазубренное,
а открытое самостоятельно и выраженное по-своему
осуществляется творческое развитие личности
4
ничему нельзя научить,
можно только научиться
помогают воспитывать активную личность
дети учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.
Отличие проблемного обучения от традиционного .
-учитель и ученик - равноправные участники совместной учебной деятельности
- Мотив - интеллектуальный
- учитель- «трансформатор»
- Ученик – «приёмник»
- Мотив – непосредственное побуждение
Цели проблемного обучения :
- Поднять уровень мыслительной деятельности
- Обучать системе умственных действий, которые вырабатывают особый тип мышления ( научный, критический)
Проблемная ситуация -
осознанное человеком затруднение, противоречие,
пути преодоления которого и надо найти.
Способы создания проблемных ситуаций
- проблемная задача
(познавательная, поисковая,
исследовательская)
- проблемные вопросы
Методы проблемного обучения
- непреднамеренные;
- целевые;
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- проблемные демонстрации;
- исследовательские лабораторные работы;
- мыслительный проблемный эксперимент;
- проблемное решение задач;
- проблемные задания;
- игровые проблемные ситуации.
Проблемные вопросы
Окружающий мир
Скелет. Мышцы и их значения
- Какова роль скелета человека ?
- Назовите основные части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие органы предохраняет грудная клетка?
- Каково значение мышц в организме человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикрепляются к костям?
- Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник, делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги - только в бедре, колене, стопе.
- Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?
Органы пищеварения
- В одном племени произошла кража. О воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой держать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут, заглянув каждой в рот, указал воровку.
- Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу?
- Для чего человеку нужна пища?
- Почему необходимо пережевывать пищу?
- Как питательные вещества попадают во все органы тела?
Зубы и уход за ними
- У человека есть несколько видов зубов: восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов - это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерен в муку.
- Ответьте на два вопроса:
- 1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?
- 2. Как вы думаете , каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему?
- Сколько зубов во рту взрослого человека?
- Как называются разные зубы?
- Чем покрыты зубы сверху?
- Отчего зубы могут разрушаться?
- Почему надо ухаживать за ними?
Органы кровообращения
- 1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д. находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?
- 2. Кровь - жидкость. И вода - жидкость. Кровь находится в человеке, как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется, например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?
- 3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде. Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?
Из чего состоят органы кровообращения?
Что приводит в
движение кровь?
Как работает сердце?
Когда сердце отдыхает?
Как оказать помощь при сильном кровотечении?
Приёмы создания проблемной ситуации
«сокращённые»
«с удивлением»
«с затруднением»
Тип
проблемной ситуации
Тип противоречия
“ С
удивлением”
Приёмы создания проблемной ситуации
– между 2 положениями
– между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом
“ С
затруднением”
1.Предъявить противоречивые факты, теории.
2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
Второй шаг – предъявить научный факт .
2 класс. Математика. «Скобки, как средство обозначения порядка действий». (с удивлением)
1 группа: 8 - 3 + 4=9
2 группа: 8 - 3 + 4=1
Почему ?
8 – (3 + 4)=1
Как вы определите цель нашего урока?
Тип
проблемной ситуации
Тип противоречия
“ С
удивлением”
Приёмы создания проблемной ситуации
– между 2 положениями
– между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом
“ С
затруднением”
1.Предъявить противоречивые факты, теории.
2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
Второй шаг – предъявить научный факт .
– между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя
3. Дать практическое задание:
а) невыполнимое вообще;
б) несходное с предыдущим
2 класс. Математика. «Умножение» (с затруднением)
- В классе 21 человек. В гости пришёл гномик и подарил каждому по 3 вишенки. Сколько всего вишенок он принёс ребятам?
(выполнить можно, хотя и трудно)
- На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько их пришьют на 389 рубашек?
(невыполнимо)
Что нам сегодня нужно открыть на уроке?
Приёмы создания проблемной ситуации
от проблемной ситуации
к проблеме диалог
для её принятия
( «яркое пятно»)
Проблемный диалог
- Общее обсуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?”
- Намёк, дополнительная информация
- “ Так”
- “ А какие ещё есть мнения? Кто думает иначе?”
- Проверка - “Это так, потому, что…”.
- “ Согласны с предположением? Почему?”
- “ Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?”
Побуждающий
Структура
Подводящий
Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика.
Признаки
Скачок к неизвестному, догадка.
Переживание учеником броска, риска.
Возможны неожиданные ответы учеников.
Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика.
3 класс. Математика. «Формулы»
Что общего в записях?
2*х=480 р : 5=12 у – 56=84 а= s : и S=a *b 540 : z=18
Распределите на группы:
2*х=480 S=a *b
у – 56=84 а= s : и
р : 5=12
540 : z=18
Что называется уравнением? Запишите корни в порядке уменьшения. (240, 120, 60, 30) Какую закономерность заметили? Какое число будет следующим?
Что записано во 2 столбике?(формулы).
Чем отличатся от уравнения?
( выдвигаются гипотезы, делается вывод )
Побуждающий
Структура
Подводящий
Признаки
Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли.
Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение.
Переживание учеником открытия в итоге.
Почти невозможны неожиданные ответы учеников.
Не может быть прекращен, идет до конца.
2 класс. Русский язык. «Род имен существительных»
- Распределить слова на группы:
он, она, мальчик, девочка, Оля, Вася.
(работают в группах, аргументируются все найденные варианты, вводится понятие жен. и муж. рода)
Учитель даёт свой вариант и просит объяснить:
(он, она - и все др.) Гипотез нет .
-Что обозначает сущ.?
(выясняют, что слова он, она – не сущ.
и вводится понятие «местоимение» для общего ознакомления)
«Яркое пятно»
- Любой интригующий и захватывающий материал, но при этом связанный с темой урока:
сказки
легенды
исторический , научный материал
случаи из жизни и …
1 класс. Математика. «Числовой отрезок» 2 класс. Математика. Применение знаний ТУ в дальнейшей работе.
Требования к выдвигаемой проблеме
- Доступность проблемы.
- Посильность проблемы.
- Интерес к проблеме.
- Естественность постановки проблемы.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь!
Спасибо за внимание!