СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Развитие познавательной активности через приёмы создания проблемной ситуации на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для выступления на МО или  педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Развитие познавательной активности через приёмы создания проблемной ситуации на уроках"»

Развитие познавательной активности через приемы  создания проблемной ситуации на уроках

Развитие познавательной

активности через приемы

создания проблемной

ситуации на уроках

Технология проблемного обучения универсальна! Открывать знания можно: на любом предмете на любом этапе урока на всех школьных ступенях

Технология проблемного обучения универсальна!

Открывать знания можно:

  • на любом предмете
  • на любом этапе урока
  • на всех школьных ступенях
В чём ценность проблемных уроков  для детей? 1 испытывают удовлетворение от решения проблемы, сами с радостью осознают, на сколько «выросли» порой даже за один урок 2 уверенность в своих силах, положительная мотивация к обучению. а) при введении нового материала школьники думают, анализируют, рассуждают б) на этапе воспроизведения творчески усваивают знания 3 более прочные знания, т.к. лучше усваивается не готовое и потом зазубренное, а открытое самостоятельно и выраженное по-своему осуществляется творческое развитие личности 4 ничему нельзя научить, можно только научиться помогают воспитывать активную личность дети учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.  

В чём ценность проблемных уроков для детей?

1

испытывают удовлетворение от решения проблемы,

сами с радостью осознают, на сколько «выросли» порой даже за один урок

2

уверенность в своих силах, положительная мотивация к обучению.

а) при введении нового материала школьники думают, анализируют, рассуждают

б) на этапе воспроизведения творчески усваивают знания

3

более прочные знания, т.к.

лучше усваивается не готовое и потом зазубренное,

а открытое самостоятельно и выраженное по-своему

осуществляется творческое развитие личности

4

ничему нельзя научить,

можно только научиться

помогают воспитывать активную личность

дети учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.  

 Отличие проблемного обучения  от традиционного .    Проблемный -учитель и ученик - равноправные участники совместной учебной деятельности - Мотив - интеллектуальный Традиционный учитель- «трансформатор» Ученик – «приёмник» Мотив – непосредственное побуждение

Отличие проблемного обучения от традиционного .

  • Проблемный

-учитель и ученик - равноправные участники совместной учебной деятельности

- Мотив - интеллектуальный

  • Традиционный
  • учитель- «трансформатор»
  • Ученик – «приёмник»
  • Мотив – непосредственное побуждение
Цели проблемного обучения : Поднять уровень мыслительной деятельности Обучать системе умственных действий, которые вырабатывают особый тип мышления ( научный, критический)

Цели проблемного обучения :

  • Поднять уровень мыслительной деятельности
  • Обучать системе умственных действий, которые вырабатывают особый тип мышления ( научный, критический)
Проблемная ситуация -  осознанное человеком затруднение, противоречие,  пути преодоления которого и надо найти.

Проблемная ситуация -

осознанное человеком затруднение, противоречие,

пути преодоления которого и надо найти.

Способы создания проблемных ситуаций - проблемная задача  (познавательная, поисковая,  исследовательская) - проблемные вопросы

Способы создания проблемных ситуаций

- проблемная задача

(познавательная, поисковая,

исследовательская)

- проблемные вопросы

Методы проблемного обучения непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; исследовательские лабораторные работы; мыслительный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания; игровые проблемные ситуации.

Методы проблемного обучения

  • непреднамеренные;
  • целевые;
  • проблемное изложение;
  • эвристическая беседа;
  • проблемные демонстрации;
  • исследовательские лабораторные работы;
  • мыслительный проблемный эксперимент;
  • проблемное решение задач;
  • проблемные задания;
  • игровые проблемные ситуации.
Проблемные вопросы Окружающий мир

Проблемные вопросы

Окружающий мир

Скелет. Мышцы и их значения  Какова роль скелета человека ? Назовите основные части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие орга­ны предохраняет грудная клетка?  Каково значение мышц в организме человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикрепляются к костям? Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник, делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги - только в бедре, колене, стопе. Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?

Скелет. Мышцы и их значения

  • Какова роль скелета человека ?
  • Назовите основные части скелета. Назовите орган, расположенный внутри черепа. Какие орга­ны предохраняет грудная клетка?
  • Каково значение мышц в организме человека? Как изменяется мышца при сокращении? Чем мышцы прикрепляются к костям?
  • Тело человека может быть очень гибким. Например, гимнасты сильно изгибают свой позвоночник, делая «мостик». Спина в это время изгибается, как дуга. Руки человека сгибаются только в плечах, локтях, кисти, а ноги - только в бедре, колене, стопе.
  • Почему руки и ноги не сгибаются так же, как позвоночник?
Органы пищеварения В одном племени произошла кража. О воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой держать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут, заглянув каждой в рот, указал воровку. Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу? Для чего человеку нужна пища? Почему необходимо пережевывать пищу? Как питательные вещества попадают во все органы тела?

Органы пищеварения

  • В одном племени произошла кража. О воре ничего не было известно, кроме того, что это женщина. На помощь позвали старейшину племени. Он собрал всех женщин, велел каждой держать во рту горсть сухого риса, а через несколько минут, заглянув каждой в рот, указал воровку.
  • Как старейшина мог узнать, кто совершил кражу?
  • Для чего человеку нужна пища?
  • Почему необходимо пережевывать пищу?
  • Как питательные вещества попадают во все органы тела?
Зубы и уход за ними У человека есть несколько видов зубов: восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов - это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерен в муку.  Ответьте на два вопроса: 1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми? 2. Как вы думаете , каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему? Сколько зубов во рту взрослого человека? Как называются разные зубы? Чем покрыты зубы сверху? Отчего зубы могут разрушаться?  Почему надо ухаживать за ними?

Зубы и уход за ними

  • У человека есть несколько видов зубов: восемь резцов, четыре клыка; остальные двадцать зубов называются коренными, или жерновыми, от слова «жернов». Жернов - это каменное приспособление, которое применяется на мельницах для перемалывания, перетирания зерен в муку.
  • Ответьте на два вопроса:
  • 1. Почему коренные зубы называют еще жерновыми?
  • 2. Как вы думаете , каких зубов больше у акулы? у коровы? Почему?
  • Сколько зубов во рту взрослого человека?
  • Как называются разные зубы?
  • Чем покрыты зубы сверху?
  • Отчего зубы могут разрушаться?
  • Почему надо ухаживать за ними?
Органы кровообращения 1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д. находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?  2. Кровь - жидкость. И вода - жидкость. Кровь находится в человеке, как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется, например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?  3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде. Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются? Из чего состоят органы кровообращения? Что приводит в  движение кровь?  Как работает сердце? Когда сердце отдыхает? Как оказать помощь при сильном кровотечении?

Органы кровообращения

  • 1. Вы уже знаете, что легкие, желудок, мозг, печень, почки и т.д. находятся в разных местах организма человека. Каким же образом кровь может обслуживать органы, которые находятся в разных местах?
  • 2. Кровь - жидкость. И вода - жидкость. Кровь находится в человеке, как вода в сосуде. Однако вода в сосуде неподвижна. Кровь же движется, например, от желудка к мозгу. Почему движется кровь в организме человека?
  • 3. Кровь находится в нашем организме, как жидкость в сосуде. Известно, что в этом «сосуде» есть два вида крови: кровь свежая, богатая кислородом, и уже использованная кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?

Из чего состоят органы кровообращения?

Что приводит в

движение кровь?

Как работает сердце?

Когда сердце отдыхает?

Как оказать помощь при сильном кровотечении?

Приёмы создания  проблемной ситуации «классические» «сокращённые» проблемная ситуация  «с удивлением» проблемная ситуация  «с затруднением»

Приёмы создания проблемной ситуации

  • «классические»

«сокращённые»

  • проблемная ситуация

«с удивлением»

  • проблемная ситуация

«с затруднением»

Тип  проблемной ситуации Тип противоречия “ С удивлением” Приёмы создания проблемной ситуации – между 2 положениями – между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом “ С затруднением” 1.Предъявить противоречивые факты, теории. 2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”. Второй шаг – предъявить научный факт .

Тип

проблемной ситуации

Тип противоречия

“ С

удивлением”

Приёмы создания проблемной ситуации

– между 2 положениями

– между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

“ С

затруднением”

1.Предъявить противоречивые факты, теории.

2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

Второй шаг – предъявить научный факт .

2 класс. Математика. «Скобки, как средство обозначения порядка действий». (с удивлением) 1 группа: 8 - 3 + 4=9 2 группа: 8 - 3 + 4=1 Почему ?  8 – (3 + 4)=1 Как вы определите цель нашего урока?

2 класс. Математика. «Скобки, как средство обозначения порядка действий». (с удивлением)

1 группа: 8 - 3 + 4=9

2 группа: 8 - 3 + 4=1

Почему ?

8 – (3 + 4)=1

Как вы определите цель нашего урока?

Тип  проблемной ситуации Тип противоречия “ С удивлением” Приёмы создания проблемной ситуации – между 2 положениями – между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом “ С затруднением” 1.Предъявить противоречивые факты, теории. 2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”. Второй шаг – предъявить научный факт . – между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя 3. Дать практическое задание: а) невыполнимое вообще; б) несходное с предыдущим

Тип

проблемной ситуации

Тип противоречия

“ С

удивлением”

Приёмы создания проблемной ситуации

– между 2 положениями

– между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

“ С

затруднением”

1.Предъявить противоречивые факты, теории.

2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

Второй шаг – предъявить научный факт .

– между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя

3. Дать практическое задание:

а) невыполнимое вообще;

б) несходное с предыдущим

2 класс. Математика. «Умножение»  (с затруднением) В классе 21 человек. В гости пришёл гномик и подарил каждому по 3 вишенки. Сколько всего вишенок он принёс ребятам?  (выполнить можно, хотя и трудно) На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько их пришьют на 389 рубашек?  (невыполнимо) Что нам сегодня нужно открыть на уроке?

2 класс. Математика. «Умножение» (с затруднением)

  • В классе 21 человек. В гости пришёл гномик и подарил каждому по 3 вишенки. Сколько всего вишенок он принёс ребятам?

(выполнить можно, хотя и трудно)

  • На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько их пришьют на 389 рубашек?

(невыполнимо)

Что нам сегодня нужно открыть на уроке?

Приёмы создания  проблемной ситуации «классические» «сокращённые» побуждающий диалог  от проблемной ситуации подводящий  к проблеме диалог сообщение темы с приёмом  для её принятия  ( «яркое пятно»)

Приёмы создания проблемной ситуации

  • «классические»
  • «сокращённые»
  • побуждающий диалог

от проблемной ситуации

  • подводящий

к проблеме диалог

  • сообщение темы с приёмом

для её принятия

( «яркое пятно»)

Проблемный диалог   Общее обсуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?” Намёк, дополнительная информация “ Так” “ А какие ещё есть мнения? Кто думает иначе?” Проверка - “Это так, потому, что…”. “ Согласны с предположением? Почему?” “ Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?”

Проблемный диалог

  • Общее обсуждение: “Какие есть гипотезы, догадки, предположения?”
  • Намёк, дополнительная информация
  • “ Так”
  • “ А какие ещё есть мнения? Кто думает иначе?”
  • Проверка - “Это так, потому, что…”.
  • “ Согласны с предположением? Почему?”
  • “ Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?”
  Побуждающий Структура Подводящий Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика. Признаки Скачок к неизвестному, догадка. Переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика.

 

Побуждающий

Структура

Подводящий

Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика.

Признаки

Скачок к неизвестному, догадка.

Переживание учеником броска, риска.

Возможны неожиданные ответы учеников.

Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика.

3 класс. Математика. «Формулы» Что общего в записях? 2*х=480 р : 5=12 у – 56=84 а= s :  и S=a *b 540 : z=18  Распределите на группы: 2*х=480 S=a *b у – 56=84 а= s :  и р : 5=12 540 : z=18  Что называется уравнением? Запишите корни в порядке уменьшения. (240, 120, 60, 30) Какую закономерность заметили? Какое число будет следующим? Что записано во 2 столбике?(формулы). Чем отличатся от уравнения? ( выдвигаются гипотезы, делается вывод )

3 класс. Математика. «Формулы»

Что общего в записях?

2*х=480 р : 5=12 у – 56=84 а= s : и S=a *b 540 : z=18

Распределите на группы:

2*х=480 S=a *b

у – 56=84 а= s : и

р : 5=12

540 : z=18

Что называется уравнением? Запишите корни в порядке уменьшения. (240, 120, 60, 30) Какую закономерность заметили? Какое число будет следующим?

Что записано во 2 столбике?(формулы).

Чем отличатся от уравнения?

( выдвигаются гипотезы, делается вывод )

  Побуждающий Структура Подводящий Признаки Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.

 

Побуждающий

Структура

Подводящий

Признаки

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли.

Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение.

Переживание учеником открытия в итоге.

Почти невозможны неожиданные ответы учеников.

Не может быть прекращен, идет до конца.

2 класс. Русский язык.  «Род имен существительных» Распределить слова на группы:  он, она, мальчик, девочка, Оля, Вася. (работают в группах, аргументируются все найденные варианты, вводится понятие жен. и муж. рода) Учитель даёт свой вариант и просит объяснить: (он, она - и все др.) Гипотез нет .  -Что обозначает сущ.? (выясняют, что слова он, она – не сущ. и вводится понятие «местоимение» для общего ознакомления)

2 класс. Русский язык. «Род имен существительных»

  • Распределить слова на группы:

он, она, мальчик, девочка, Оля, Вася.

(работают в группах, аргументируются все найденные варианты, вводится понятие жен. и муж. рода)

Учитель даёт свой вариант и просит объяснить:

(он, она - и все др.) Гипотез нет .

-Что обозначает сущ.?

(выясняют, что слова он, она – не сущ.

и вводится понятие «местоимение» для общего ознакомления)

 «Яркое пятно»   Любой интригующий и захватывающий материал, но при этом связанный с темой урока:   сказки  легенды  исторический , научный материал  случаи из жизни и …

«Яркое пятно»

  • Любой интригующий и захватывающий материал, но при этом связанный с темой урока:

сказки

легенды

исторический , научный материал

случаи из жизни и …

1 класс. Математика.  «Числовой отрезок»   2 класс. Математика.  Применение знаний ТУ  в дальнейшей работе.

1 класс. Математика. «Числовой отрезок» 2 класс. Математика. Применение знаний ТУ в дальнейшей работе.

Требования  к выдвигаемой проблеме Доступность проблемы. Посильность проблемы. Интерес к проблеме. Естественность постановки проблемы.

Требования к выдвигаемой проблеме

  • Доступность проблемы.
  • Посильность проблемы.
  • Интерес к проблеме.
  • Естественность постановки проблемы.
Скажи мне, и я забуду.   Покажи мне, и я запомню.    Дай мне  действовать самому,     и я научусь!

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!