Презентация разработана на основе первоисточника: Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., Просвещение, 2010г. Рассчитана на педагогов, начинающих изучать ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Познавательные УУД"»
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных
действий в основной школе: от действия к мысли», М.,
Просвещение, 2010 –
Концепция Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования
Автор - Баева Л.И.
Арамиль, ноябрь 2012
- личностные УД
- регулятивные УД
- познавательные УД
- коммуникативные УД
- Общеучебные действия, включая знаково-символические
- Логические действия
- Действия постановки и решения проблем
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики Объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов детальности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественно- научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие геме, жанру, стилю речи и др.).
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное встраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- Постановка практически значимых целей и задач ИД
- Практическая ценность, предназначенность для использования
- Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация учащихся
- Анализ актуальности проводимого исследования
- Целеполагание, формулировку задач, которые следует решить
- Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
- Планирование, определение последовательности и сроков работ
- Проведение проектных работ или исследования
- Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
- Представление результатов в соответствующем использованию виде
- Предметные результаты
- Интеллектуальное и личностное развитие школьников
- Рост компетенции учащихся в выбранной сфере
- Формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать
- Уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы
- Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования
- Это могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературе и т. д. (презентации, тесты, задания для класса и т.п.)
- Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.
Вопрос
Направление вопроса
1. Куда дальше?
2. Что правильно, а что нет?
3. Что было бы, если бы?
4. Что я чувствую, что я знаю?
5. Почему, кто, как, что делает?
6. Кто, как, что, где, когда?
Вопрос, ориентированный на будущее
Оценочный вопрос
Воображаемый вопрос
Субъективный вопрос
Казуальный вопрос (единичный, случайный)
Описательный вопрос
- Умение выдвигать гипотезы — это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.
- Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты. В литературе выделяется определённая последовательность работы с текстом при его чтении с использованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющих функцию логических опор текста.
- Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы как наиболее важные и распространённые и в когнитивной, и в социальной практике. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способствует её развитию.
- Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
Умение наблюдать - это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы и др.).
- Умение и навыки проведения экспериментов - это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.
- Умение делать выводы и умозаключения — форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки
Умение классифицировать - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:
- члены деления должны быть непересекающимися;
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);
- в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.
- Выделяют особый вид классификации — дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» — «не красные»).
Представление результатов исследования или продукта
проектных работ включают:
- умение структурировать материал;
- обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);
- оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Достижение исследовательских и интеллектуальных
умений может быть обеспечено системой условий :
- Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
- Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей.
- Удовлетворение познавательной потребности.
- Удовлетворение потребности в межличностном общении.
- Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции.
- Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
- Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся