СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Развитие речи в разные периоды дошкольного детства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи в разные периоды дошкольного детства».

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.  Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).                                                

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Развитие речи в разные периоды дошкольного детства».»

Дисциплина: психология Автор: Фирсова Светлана Вячеславовна

Дисциплина: психология

Автор: Фирсова Светлана Вячеславовна

Введение. 1.Особенности развития речи в младенчестве (до 1 года). 2.Особенности развития речи в раннем детстве (1-3г.). 3.Особенности развития речи в дошкольном возрасте (3-7). 4.Руководство развитием речи в разные периоды дошкольного детства. Заключение. Список используемой литературы.
  • Введение.
  • 1.Особенности развития речи в младенчестве (до 1 года).
  • 2.Особенности развития речи в раннем детстве (1-3г.).
  • 3.Особенности развития речи в дошкольном возрасте (3-7).
  • 4.Руководство развитием речи в разные периоды дошкольного детства.
  • Заключение.
  • Список используемой литературы.
Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности. Исходя из степени изученности и актуальности темы, в работе поставлена цель - изучить развитие речи в разные периоды дошкольного детства. Эта цель реализуется через решение следующих задач: Выявить особенности развития речи в младенчестве; Выявить особенности развития речи в раннем детстве; Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте; Рассмотреть руководство развитием речи в разные периоды дошкольного детства.
  • Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.
  • Исходя из степени изученности и актуальности темы, в работе поставлена цель - изучить развитие речи в разные периоды дошкольного детства.
  • Эта цель реализуется через решение следующих задач:
  • Выявить особенности развития речи в младенчестве;
  • Выявить особенности развития речи в раннем детстве;
  • Выявить особенности развития речи в дошкольном возрасте;
  • Рассмотреть руководство развитием речи в разные периоды дошкольного детства.
- развитие речи включено в общение со взрослым; - возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка; - устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц; - к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.
  • - развитие речи включено в общение со взрослым;
  • - возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
  • - устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
  • - к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.
- развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов; - формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками; - складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи; - формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;  - появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;  - возникает описательная речь; - ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого; - речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;  - формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
  • - развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
  • - формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
  • - складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи; - формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
  • - появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
  • - возникает описательная речь;
  • - ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
  • - речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
  • - формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
  • - речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; - ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; - ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; - развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого; - складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; - возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; - складывается понимание форм языковой деятельности; - речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; - речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; - возникают предпосылки для освоения грамоты.
Занимаясь развитием речи ребенка в различные периоды дошкольного детства необходимо иметь представление об определенных факторах, чтобы руководствоваться в своей деятельности: Основы психофизиологического развития ребенка (в определенный период развития – младенчество, раннее детство, дошкольный возраст). Индивидуальные особенности формирования ребенка. Соответствует ли развитие речи дошкольника нормативному уровню развития речи в данный возрастной период. Соответствует ли развитие других высших психических функций нормативному уровню развития в данный возрастной период. Состояние психо - эмоционального статуса. В каком социальном окружении находится ребенок.
  • Занимаясь развитием речи ребенка в различные периоды дошкольного детства необходимо иметь представление об определенных факторах, чтобы руководствоваться в своей деятельности:
  • Основы психофизиологического развития ребенка (в определенный период развития – младенчество, раннее детство, дошкольный возраст).
  • Индивидуальные особенности формирования ребенка.
  • Соответствует ли развитие речи дошкольника нормативному уровню развития речи в данный возрастной период.
  • Соответствует ли развитие других высших психических функций нормативному уровню развития в данный возрастной период.
  • Состояние психо - эмоционального статуса.
  • В каком социальном окружении находится ребенок.
Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).
  • Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).
1.Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи//Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. -С. 58-65. 2.Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности//Дошкольное воспитание. -1983. -№6. -С. 34-36. 3.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973. 4.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1985. 5.Розенкарт - Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. 6.Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте//Вопросы психологии. - 1974. - №2. - С. 138-142. 7.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника/Вопросы психологии. -1989. -№3. - С. 39-43. 8.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет //Дошкольное воспитание. - 1972. - №9. - С. 22-32.  
  • 1.Арушанова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя
  • речи//Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. -С. 58-65.
  • 2.Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах
  • деятельности//Дошкольное воспитание. -1983. -№6. -С. 34-36.
  • 3.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
  • 4.Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1985.
  • 5.Розенкарт - Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963.
  • 6.Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте//Вопросы психологии. - 1974. - №2. - С. 138-142.
  • 7.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника/Вопросы психологии. -1989. -№3. - С. 39-43.
  • 8.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет //Дошкольное воспитание. - 1972. - №9. - С. 22-32.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей