СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по теме "Работа с текстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет полезной при работе над текстом. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме "Работа с текстом"»

 ЖИЗНЬ   Счастливая Благополучная  Меняется Радует Учит  Быть счастливым и нести добро  Труд

ЖИЗНЬ Счастливая Благополучная Меняется Радует Учит Быть счастливым и нести добро Труд

1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» - заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…

9) «Простите, - сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: - 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.

14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…

20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…

26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» - 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»

34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.

(В. Астафьев)

  Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Коснуться какой-либо проблемы; Уделить внимание какой-либо проблеме; Думать, работать над какой-либо проблемой; Проблема (р.п.) возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения; Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

  • Коснуться какой-либо проблемы;
  • Уделить внимание какой-либо проблеме;
  • Думать, работать над какой-либо проблемой;
  • Проблема (р.п.) возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения;
  • Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.
  Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи. От частных фактов к формулированию проблемы; От формулировки проблемы к комментариям.

Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи.

  • От частных фактов к формулированию проблемы;
  • От формулировки проблемы к комментариям.
Выявление авторской позиции   Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

Выявление авторской позиции

Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

Аргументация собственной позиции      Цель

Аргументация собственной позиции

Цель

 Тезис – аргументация – вывод   Тезис - главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.  Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

Тезис – аргументация – вывод

Тезис - главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.

 Аргументы «за» должны быть: Правдивыми, опираться на авторитетные источники; Доступными, простыми, понятными; Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «за» должны быть:

  • Правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • Доступными, простыми, понятными;
  • Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
 Аргументы «против»:   Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна; Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»

Аргументы «против»:

  • Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна;
  • Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»
Типичные ошибки:   Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация; Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.; Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию; Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные; Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый; Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

Типичные ошибки:

  • Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
  • Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.;
  • Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию;
  • Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные;
  • Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый;
  • Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!