ЖИЗНЬ Счастливая Благополучная Меняется Радует Учит Быть счастливым и нести добро Труд
1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» - заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…
9) «Простите, - сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: - 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.
14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…
20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…
26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» - 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»
34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.
(В. Астафьев)
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.
- Коснуться какой-либо проблемы;
- Уделить внимание какой-либо проблеме;
- Думать, работать над какой-либо проблемой;
- Проблема (р.п.) возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт разрешения;
- Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.
Помните! Формулирование проблемы должно быть не частной, а охватывать многие подобные случаи.
- От частных фактов к формулированию проблемы;
- От формулировки проблемы к комментариям.
Выявление авторской позиции
Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.
Аргументация собственной позиции
Цель
Тезис – аргументация – вывод
Тезис - главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.
Аргументы «за» должны быть:
- Правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- Доступными, простыми, понятными;
- Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против»:
- Должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна;
- Опровержения должны быть тактичны и подчёркнуто корректны, например: «я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…», «уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…»
Типичные ошибки:
- Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
- Не начинайте своё сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.;
- Нет смысла анализировать аргументы автора, если вы поддерживаете его позицию;
- Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные;
- Аргументы должны приводиться не беспорядочно, а по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый;
- Не бойтесь высказывать своё мнение, рассуждайте, анализируйте.