Приемы и формы проведения текущего контроля
на уроках русского языка
Для осуществления текущего контроля, который может проводиться на этапе актуализации опорных знаний или закрепления, целесообразно использовать приемы незаконченного предложения, домысливания, например:
Существительное - самостоятельная часть речи, которая…
Омонимы – это слова…
Приставка – часть слова, которая…
Фонетика изучает…
Описание – тип речи, который…
Существительные изменяются по…
Числительное обозначает…
Ко 2-ому спряжению относятся…
Данный прием может использоваться для устного и письменного контроля. Учитель может озвучивать задания устно, а дети продолжают устно или дописывают продолжение. Незаконченные предложения могут быть представлены карточкой, на которой учащиеся выполняют задание письменно. Данный вид опроса содержит в себе подсказку и чаще всего используется дифференцированно для опроса ребят, испытывающих трудности в изучении русского языка
Задание «Лови ошибку» заставляет учащихся сконцентрировать свое внимание, чтобы не попасть в «ловушку». Ученик получает текст (или, скажем, разбор слова, предложения) со специально допущенными учителем ошибками – пусть "поработает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены и другими учениками.
Для проверки орфографических навыков можно использовать задания типа:
1).Желудь, шопот, черный, жолоб, желтый, челка, расческа, черствый, шорох,
капюшен, решотка, жокей, жонглер.
2).Прочьная бечевка, лесная трущоба, глажкая шорстка, кислый крыжовник, искустный жонглер, зловещий шопот, вкусный шоколад, упавший жолудь.
Для устного текущего контроля с целью проверки знания теоретического материала можно использовать следующие задания:
2) Фонетика изучает звуки и их произношение.
3) Синтаксис изучает виды и строение предложений.
4). Морфология изучает самостоятельные части речи.
5). Предлог – служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении
«Верите - не верите» - прием, который способствует быстрой проверке знания изученного материала. Проводится в форме устного опроса. Учитель готовит верные и неверные утверждения. Если дети согласны с тем, что утверждает учитель, от отвечают: «Верю», если не согласен: «Не верю». Учитель может попросить аргументировать ответ, употребив слово «потому что»…
Например:
Карточка №1
Верите ли вы, что глаголы бывают 3-ех склонений?
… , что существительные изменяются по родам?
…, что к 1-ому склонению относятся существительные м.р.и ж.р., оканчивающиеся на –а,-я ?
…,что синонимы – слова одинаковые по смыслу и написанию?
…, что антонимы – слова, противоположные по смыслу?
…, что сложное предложение – предложение, в котором есть две и более грамматических основ.
…, что пунктуация – раздел языкознания, который изучает правила постановки запятых.
Карточка №2
Верите ли вы, что существительные, прилагательные и глаголы изменяются по падежам?
…, что числительное обозначает количество или порядок при счете?
…, что подлежащее и сказуемое является словосочетанием?
…, что прилагательные и глаголы имеют краткую форму?
…, что глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени изменяется по родам?
…, что инфинитив – это форма глагола в Им. падеже ед. ч.?
…, что в глаголах после шипящих пишется ь?
…, что наречие неизменяемая часть речи.
На этапе текущего контроля используются следующие виды письменных заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, кроссвордный диктант. При проведении названных упражнений диагностирующего характера учитель получает сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно: соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми средствами.
Контроль за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется одновременно с проверкой сформированное других умений, прежде всего правописных, о чем свидетельствует общее название работы - диктант . В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста. Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.
Творческий диктант на расширение способствует обогащению словарного запаса обучающихся, учит их выбирать языковые средства сообразно речевой ситуации, формирует чувство стиля.
Например:
1. Запишите под диктовку отрывок из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», добавив в текст недостающие определения. Сравните получившийся у вас текст с авторским. (Выделенные чёрным шрифтом определения не читаются учителем).
Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным. Продаёт он свои товары втридорога, покупает гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными. А от них чужие втридешева. Он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота. Золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: зеркало хрустальное. А в нём видна вся красота поднебесная. И, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери – аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.
В слабом классе целесообразно заменить творческий диктант на расширение текста творческим списыванием, предварительно убрав из текста все выделенные определения, поставив вместо них перед определяемыми словами (реже – после) вопрос «какой?» в нужной форме.
2.Запишите под диктовку диалог из русской народной сказки «Лиса и заяц», распространив каждую реплику словами автора. Избегайте повторения одних и тех же слов.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь.
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
- Не плачь, я твоему горю помогу.
- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке.
- Поди, лиса, вон!
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
В недостаточно подготовленном для такого вида работы классе можно предложить слова для справок, предварительно их распечатав. Можно вывести справочный материал на электронную доску. Примерные слова для справок: кричать, рычать, спрашивать, рассказывать, жаловаться, говорить, обещать, успокаивать, не соглашаться, продолжать, настаивать.
Диктант с заменой предполагает замену одной грамматической категории на другую. Этот вид творческого диктанта можно использовать при изучении любой темы курса 5 класса. Диктанты с заменой помогают школьникам усвоить базовые лингвистические понятия и категории, осознать их взаимосвязь и роль в речи.
Например:
Запишите под диктовку отрывок из русской народной сказки «Гуси – лебеди». Все глаголы в диктуемых предложениях поставьте в форму настоящего времени, 3–го лица, множественного числа (например, думают).
Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за тёмным лесом.
Диктант по аналогии является промежуточной творческой работой между собственно диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного текста учащиеся по аналогии создают свой собственный текст. Этот вид творческого диктанта эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся, учит на основе образца строить собственное высказывание с учётом требований типа речи, композиции, стиля и особенностей содержания предложенного текста.
Например :
Запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения, чтобы вместо описания поздней осени получилось описание весны.
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников. От инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела. И самая река казалась больше, потому что берега оголились, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхающие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… (Д. Н. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка.)
Диктант с продолжением – один из самых сложных видов творческих диктантов, который предполагает самостоятельное создание текста – рассуждения на основе предложенного начала. Учащиеся формулируют тезис своего рассуждения, подбирают аргументы и делают вывод. Такой вид работы способствует эффективному формированию у учащихся коммуникативных навыков и умения построения собственного монологического высказывания. Диктант с продолжением предполагает, что после записи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сюжета и т.п. Для того чтобы учащиеся справились с заданием на продолжение текста, он должен быть несколько меньшим по объему по сравнению с текстом обычного диктанта. Диктант с продолжением дает возможность проверить, как формируются важнейшие речевые умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать (разворачивать) сюжет повествования, умение ввести в основной текст микротекст другого типа (в повествование - описание, например), строить рассуждение в правильной композиционной форме и т. п.
Например:
Запишите под диктовку отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Затем продолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил старик, решив утаить от старухи правду о случившемся на реке?»
Старик добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
«А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»
При организации работы по написанию любого вида творческого диктанта очень важно обращать внимание на содержательную сторону предлагаемых текстов. Наряду с обучающей и развивающей целью подобные творческие упражнения выполняют ещё и воспитывающую функцию: демонстрируют проявление лучших человеческих качеств; воспитывают чувство меры, стиля; дают образец правильной русской речи. Поэтому все тексты для написания творческих диктантов в пятом классе я беру из произведений русского фольклора и классической русской литературы.
Кроссвордный диктант- вид работы, который помогает проверить знание как теоретического материала, так и уровень владения орфографическими навыками. Учитель называет значение какого-либо понятия, слова, а учащиеся записываю через запятую закодированные слова.
Например:
Карточка №1
Раздел языкознания, который изучает правила написания слов(орфография).
Служебная часть речи, которая служит для выражения отношений между словами в словосочетании и предложении.(предлог)
Знак препинания, который ставится после обобщающего слова перед однородными членами.( двоеточие)
Стиль речи, которым пишутся документы.(официально-деловой)
Морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(суффикс).
Карточка 2
1.Плод дуба (желудь).
2. Детеныш волка (волчонок)
3.Человек без совести (бессовестный)
4.Глава государства (президент).
5. Дождливая погода (ненастная).
Карточка № 3
Предмет для черчения окружности (циркуль).
Болезнь зубов от нехватки витаминов (цинга).
Основной Закон государства (Конституция).
Синоним к слову «доктор» (врач)
Изображение природы на картине (пейзаж)
Человек, который ничего не знает (невежда, неуч0
Плохая погода ( непогода, ненастье)
Свободный диктант дает учителю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяются и правописные умения учащихся. Контрольный свободный диктант проводится без предварительного анализа текста, без предварительной подготовки.
Например:
1. Байкал по праву считается одним из самых удивительных озер нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно каменистое дно. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.
2. ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО
Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов. В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.
Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Контроль знаний учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, им определяется результативность, эффективность обучения.
Литература, использованная для написания статьи.
1.Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи.//Р Я Ш 1996 №2.
2.Баранов М. Т.Выбор упражнений для формирования умений и навыков .//Р Я Ш 1975 №2.
3.Баранов М.Т Умения и навыки в школьном курсе русского языка.//Р Я Ш 1979 №4.
4.Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков.//Р Я Ш 1993 №3.
5.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. М., Просвещение, 1990.
6. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева. — М.: Дрофа, 2006. — 320с.
7. Голуб, И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. — М.: Логос, 2002. — 160с.
8.Дудников А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения.//Р Я Ш 1985 №4.
9.Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. Свободные диктанты в системе работ по развитию речи.//Р Я Ш 1969 №2.
10.Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах.
11.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты., М., Просвещение, 1967.