СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками.

Приемы и методы работы с родителями одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками»

Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками













Воспитатель:

Марушкина О.В.

|1 квалификационная категория|

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей — в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развивать. А потом – с педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые: — на занятиях все легко и быстро схватывают; — знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются; — быстро запоминают услышанное или прочитанное; — решают сложные задачи, требующие умственного усилия; — задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают; — оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения; — очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное. Это типичные черты одаренных детей. Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: — дети с высоким общим уровнем умственного развития; — дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной). Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое. Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Я придерживаюсь мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно-развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через: предметно-развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира; Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной. Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей имеются различные настольные игры сложного содержания В группы приносятся книги познавательного характера, ориентирующие на изучение окружающего мира, дающие возможность приобретения новых знаний. Книги имеют яркие красочные иллюстрации и не очень большое количество довольно крупного текста, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. Художественные произведения также с красочными иллюстрациями и текстом, доступным для самостоятельного чтения. В группах созданы условия для экспериментирования детей с различными материалами и предметами. Реализация усвоенных в процессе НОД способов деятельности и приобретенных знаний может происходить в различных деятельностях детей: игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Для игр детей, а также конструирования из крупного строительного материала выделяется место, которое обеспечит свободное перемещение, размещение материала. Это позволяет создавать постройки, прятаться, искать друг друга, отыскивать «клады» в соответствии с картой-схемой, организовывать «путешествия», соревнования, разыгрывать постановки. Для игр имеется определенная атрибутика в соответствии с возрастными особенностями детей: различные наборы конструкторов: деревянный разных размеров, пластмассовый (типа «Лего»), металлический; различная атрибутика для обыгрывания построек. В свободном доступе детей имеется бумага, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки обоев, краски, а также пластилин, различный бросовый материал (шишки, спичечные коробки, ленты, куски веревки, дерева, остатки цветной бумаги). Это может натолкнуть ребенка на то, чтобы смастерить какую-то поделку, изготовить костюм для того или иного персонажа игры и др. Таким образом, окружающая предметная среда должна быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр; наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования, дающего возможность практического применения знаний и их самостоятельного приобретения; создание условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детских деятельностях. Это обеспечит дальнейшее развитие способностей детей. регулярное проведение мониторинга, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника; индивидуальные занятия, позволяющие развить у ребенка способности; оказание помощи родителям в развитии у детей каких — либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.; взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях. высокий профессионализм педагога. Это прежде всего склонность педагога к творческой деятельности, умение быстро и гибко перестраивать намеченный план работы в зависимости от возможностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами. Умение педагога ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечение оптимальных условий развития всем детям группы, различающимся по уровню развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровню знаний. Педагогу при этом требуется, ориентируясь на потребности каждого ребенка, учитывать поставленную задачу, придерживаться направления, выбранного для работы всей группы. В общении с ребенком педагог должен придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ребенком на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Педагог должен обладать специальными способностями или навыками, позволяющими ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности. Таким образом, образовательная работа с одаренными дошкольниками предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности; привлечение к работе с детьми заинтересованных, высококвалифицированных педагогов.







Работа с родителями одаренных детей

Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?»

Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка».

Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка».

Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей.

Индивидуальная работа с родителями (по запросам).

Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.