СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы по формированию критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной рботе содержится теоретический и практический материал по формированию критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Приемы по формированию критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Приемы по формированию критического мышления учащихся

Мастер – класс учителя русского языка и литературы Куренковой Н.В.


Б. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:

- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

1.Инсерт

I этап:

Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?






Имя существительное

это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы   

кто?    или   что? V

Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего 

рода. V    

  Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный, 

дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +

Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам 

называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +

Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +



2.Перепутанные цепочки

Расставьте слайды в необходимой последовательности, слайды проиллюстрируйте цитатами из текста.













3. Составление маркировочной таблицы


Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее





4. Мозговой штурм

-Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

-Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

--Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.



5. Верные - неверные утверждения

Тема «Местоимение».

-Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

-В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

-В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

-Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

-Местоимения изменяются по падежам и числам.

-В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.


6. Написание эссе

-«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

- Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации.

- 5 мин, 10 мин, 40 мин.