Приемы по формированию критического мышления учащихся
Мастер – класс учителя русского языка и литературы Куренковой Н.В.
Б. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
1.Инсерт
I этап:
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
Имя существительное
это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы
кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего
рода. V
Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный,
дательный, винительный, творительный, предложный. +
Изменение окончаний имён существительных по вопросам
называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
2.Перепутанные цепочки
Расставьте слайды в необходимой последовательности, слайды проиллюстрируйте цитатами из текста.



3. Составление маркировочной таблицы
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать подробнее |
| | |
4. Мозговой штурм
-Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
-Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
--Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
5. Верные - неверные утверждения
Тема «Местоимение».
-Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
-В предложении местоимения бывают только подлежащим.
-В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
-Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
-Местоимения изменяются по падежам и числам.
-В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
6. Написание эссе
-«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
- Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения
проблемы, аргументации.
- 5 мин, 10 мин, 40 мин.