Приемы сжатия текста
Сжатое изложение (СИ)
- Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора , логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений ; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля , однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
- Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Задачи обучения СИ
- научить выделять главное (существенное) в информации;
- научить сокращать текст разными способами (исключения, обобщения или сочетания исключения и обобщения);
- сформировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
- научить отбирать и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания .
Требования к сжатому изложению
- сохранение последовательности в развитии событий;
- наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
- использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
- установление смысловой связи между предложениями;
- использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
3 способа компрессии текста
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетание исключения и обобщения.
Способы компрессии
- При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
- При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Приемы сжатого воспроизведения
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Основные языковые приемы компрессии исходного текста
1) замены:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
«Содержательные» приемы компрессии текста
- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
- свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Что требуется для написания сжатого изложения
- Отбор важной информации.
- Сохранение авторской последовательности событий.
- Передача характера действующих лиц и обстановки без искажений.
- Выделение основных микротем.
- Обобщение содержания исходного текста.
Деление текста на микротемы облегчает восприятие и запоминание текста
- Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста.
Облегчает работу над изложением и выделение лексических опор
Порядок написания сжатого изложения
Выделяются в тексте наиболее важные,
существенные мысли.
Находится среди них главная мысль.
Разбивается текст на части, группирующиеся вокруг
важных, существенных мыслей.
Озаглавливается каждая часть и составляется план.
Определяется, что можно исключить в каждой части,
от каких подробностей целесообразно отказаться.
Определяются факты (примеры, случаи), которые можно
объединить, обобщить в соседних частях текста.
Обдумываются средства связи между частями.
Описывается отобранная информация
«своим» языком.
Записывается сокращенный, «сжатый» текст на черновике,
затем он уточняется и переписывается на чистовик.
Практика написания сжатого изложения
Первое чтение. Слушание текста .
Действия ученика
Содержание
Определ и тем у текста (о чем данный текст?). Аргумент ируй сво ё мнени е (обрати внимание на лексику ! ).
Тема определяется:
О предел и иде ю текста .
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев (автора);
- по заглавию текста.
Идея текста определяется:
- по эмоциональной тональност и звучания текста ( настроени ю , которое вызывает прочтение текста ) ;
- по отношени ю автора к событиям, героям ( определение авторской позиции ).
Определи композицию текста .
Вспомни его структуру.
Как сформулировать тезис?
Композиция текста – построение текста. О сновными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
Определи количество микротем по коли – честву пауз учителя . Помни: самая главная информация обычно содержится в первом или последнем предложении абзаца или в главной части сложного предложения .
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Абзац – показатель микротемы . А бзац определяется интонационными паузами учителя, читающего текст. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.
Втор ое чтение. Слушание текста .
Осмысление прочи – танного текста . Уточ – ни основную мысль микротемы. Дополни необходимой инфор – мацией. Используя приемы сжатия тек – ста, сократи (убери) лишнюю информа – цию.
1. Сократи текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). 2. Сократи микротему, передав её содержание в одном–двух предложениях. 3. Убери в тексте лишнее со своей точки зрения. 4. Составь на основе текста «телеграмму», т.е. выдели и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируй главное в тексте.
Сними нумерацию абзацев – микротем. Продумай связь между отдельными абзацами, соедини микротемы в связанный текст.
Для объ един ения (связи) содержани я микротем в текст и спольз уются лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
Напиши сжатое изложение
Отредактируй текст. Помни: сжатое изло – жение должно отве – чать следующим тре – бованиям:
- сохранение последовательности в развитии событий;
- наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
- установление смысловой связи между абзацами и предложениями.
Требования к текстам
- доступность и занимательность;
- когнитивность;
- понятность и простота композиции;
- языковая безупречность;
- повествовательный характер (могут быть элементы описания или рассуждения);
- диалогичность (по возможности);
- наличие второстепенной (несущественной) информации (пространных описаний природы, настроений и чувств героев и т.п.).
Пропедевтические упражнения
- - Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- - Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- - Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- - Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- - Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- - Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- - Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Пропедевтические упражнения
- Можно использовать такие варианты работы:
- - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали,
- перечитали вслух – письмо по памяти;
- - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух –письмо по памяти;
- - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти.
- Самая удобная форма – миниатюры: изложения-миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.
Подготовка к сжатому изложению
- содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст;
- использовать языковые средства авторского текста;
- грамотно оформлять текст и с орфографической, и с пунктуационной стороны.
Подготовка к экзаменационному изложению
- со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочно-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное;
- со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.
Рекомендации к написанию
- Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
- Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
Рекомендации к написанию
- Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
- Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
Рекомендации к написанию
5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы .
7. Если текст-повествование , то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
Рекомендации к написанию
8. Если текст-описание , то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
Рекомендации к написанию
9. Если текст-рассуждение , постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме: - тезис (основная мысль); - аргументы (доказательства); - вывод (автор может сам и не делать вывода). Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.
Рекомендации к написанию
10.Прослушивая (читая) текст второй раз , уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
11. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.
Рекомендации к написанию
12.При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
13. Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте , - нет ли у вас грамматических ошибок, - не нарушена ли связь слов, - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).
Рекомендации к написанию
14. Проверьте последовательность изложения содержания : не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы .
15. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
Рекомендации к написанию
16. Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите .
17.Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями , поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.
Пример 1
Скрипучая дверь (Е. Пермяк.)
- В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.
- Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.
- - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.
- Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
- Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.
- Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.
- Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.
(198 слов)
- В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу) , и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)
- Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)
- (Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили.
- (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.
- Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением) , что это стало невыносимым для окружающих.
- Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверные обязанности.
- Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.
- Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)
Пример 2
Полный текст
- Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
- Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
- Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
- Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.
Полный текст
- Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».
- Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
- В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.
- ( Из журнала ) (176 слов )
Вариант сжатого изложения
- У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
- Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
- Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.
- Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.
- Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.
- Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.
(90 слов)
Приемы сжатия (пример 2)
- 1) исключение подробностей, второстепенных фактов ( натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны );
- 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).
Пример 3
По очерку Б.Д. Челышева «В поисках пропавших рукописей»
Исходный текст
- Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а еще — учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.
- Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?!
Исходный текст
- Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, — говорил Куприн, — встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».
Исходный текст
- Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
- Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
Исходный текст
- Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — все записывал Куприн в записную книжку. Придет время — и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
- Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги. (343 слова.)
СОВЕТ: ПОСЛЕ ПЕРВОГО СЛУШАНИЯ СОСТАВЬТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН .
- Куприн – писатель и Куприн-рабочий.
- Любопытный и любознательный.
- Потребность в знакомстве с простыми людьми
- Кропотливый труд литератора.
ВЫДЕЛЯЕМ МИКРОТЕМЫ:
- «Един и многолик».
- Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём.
- Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом.
- Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.
РАБОТАЕМ С ПЕРВОЙ МИКРОТЕМОЙ
- Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а еще — учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.
.
РАБОТАЕМ СО ВТОРОЙ МИКРОТЕМОЙ
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?! Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, — говорил Куприн, — встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».
РАБОТАЕМ С ТРЕТЬЕЙ МИКРОТЕМОЙ
- Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
- Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
РАБОТАЕМ С ЧЕТВЁРТОЙ МИКРОТЕМОЙ
- Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — все записывал Куприн в записную книжку. Придет время — и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
- Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:
Он был «един и многолик». «Един», потому, что был
Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик»
потому, что были и ещё Куприны разных профессий. Но всё это
рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
Он был очень любопытным и любознательным человеком. Его
любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди.
Куприн был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал,
как близкое знакомство с простым людом. Даже во время
творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради
случайно встретившегося «интересного человека».
Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.
Писатель всё дальше уходит от нас в историю. Не стареют
лишь его книги.
Использованная литература
- Борисенко Н.А. , Нарушевич А.Г. , Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах// http://rus.1september.ru/articles/2008/19/01/
- Донцова О.В. Как подготовить девятиклассника к сдаче ГИА по русскому языку// http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=40100 /
- Заремба И.В. Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе// http://edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ege/rus_yaz/russian.htm /
- Конева И.В. Сжатое изложение// http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/ ЕГЭ...._Как_оно_есть.../
- Черемисина Н.А. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению. Автореф. дисс. к.п.н. – Рязань, 2007.
Спасибо за внимание!