Сегодня специалисту недостаточно владеть только теоретической, практической базой знаний, умений, навыков. Новое время требует и нового специалиста. Развитое мышление, способность решать проблемы, быть предприимчивым, творческим, инициативным, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, владеть информацией – вот такой должен быть современный специалист.
Объем информации постоянно растет, поэтому одна из главных задач современной педагогики состоит в том, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел объемом основательных и действенных знаний.
«Следует отметить, что современная педагогика лишь приближается к комплексному использованию всех наук о мышлении для решения насущных задач обучения и воспитания» (П. М.Эрдниев).
решение проблемы – несоответствие объема знаний количеству времени, предусмотренному для их усвоения, - частично можно решить, используя приемы УДЕ, активизирующие работу правого полушария мозга, образного, интуитивного .Реализовать подход к знаниям с системных позиций в технологии предъявления информации в виде УДЕ, приводящей к методическому усовершенствованию и дидактическому реконструированию учебного материала Традиционные методы предъявления математической информации не позволяют достаточным образом активизировать познавательную деятельность учащихся, так как у большинства низкий и средний уровень математических знаний; математика не является средством формирования личности: у студентов перед ней «смысловой барьер» еще со школы, как перед трудной наукой.
Урок современного типа |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
При анализе двух типов уроков (традиционного и современного )становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся
Я хочу дать вам пример урока, на котором я хочу вам показать как можно на современном уроке осуществить один из методов УДЕ это метод усложнения дидактических единиц.
Теме урока: Связь между величинами.Составление и решение задач с помощью уравнений.
Даю 2 числа: свяжите эти числа 20+ 40=60, 60-20=40, 20*40=800, 40/20=2, что означают данные связи?
Всего на столько или во столько раз больше или меньше
А какими действиями можно связать величины ?
20м+ 40 =60 м, 60м-20м=40м, 40м/20м=2раза
Можно ли с помощью одной связи составить задачу? (нет)
нужна вторая связь. Попробуйте составить задачу с помощью 2 связей.
(учащиеся самостоятельно составляют.) Пробуют разные связи.
Какова же цель нашего урока? Отвечают ученики: составить задачи и решить их.
1задача: В двух кусках 60м ткани, причем в первом на 20 больше( во втором на 20 меньше чем в первом).Сколько м.ткани в каждом куске? 2- мя способами
2.задача Во втором куске материала в 2 раза больше чем в первом, причем в первом куске на 20м. меньше чем во втором. Сколько м.ткани в каждом куске? 2- мя способами
3.задача В двух кусках 60м ткани, причем в первом в 2 раза больше чем во втором (или в во втором в 2 раза меньше чем, в первом.) Сколько м.ткани в каждом куске? 2- мя способами
Составляем условие:
1задача 2задача 3 задача
![]()
![]()
![]()
1сп 2сп 1сп 2сп 1сп 2сп





1к. –х х-20 60м 1к-х х\2 на 20 меньше, чем 1к -х х\2 60м
2к-х+20 х 2к-2х х 2к-2х х
Составляем уравнения:
Х+ (х+20) = 60 ( Х-20)+х=60 2х-х=20 х-х\2=20 х+2х=60 х\2+х=60
3 уравнения дети решают на уроке у доски, а 3 оставшиеся можно дать на дом.
На дом также можно дать задание составить задачи про возраст, вес,длину и.т.д. двух человек, вещей…
Итог урока: Они могут оценить своих однокласссников, или самооценка каждого учащегося, принявшего участие в обсуждении темы урока.
Рефлексия: Понравилось ли им составлять задачи.?
Можно провести конкурс на лучшую задачу домашнюю. Т.е. они являются авторами лучших задач, которые можно собирать в специальную книжечку.
Такие уроки можно проводить и усложнять по мере добавления прошедших тем.
Учитель математики: Якова Л.В.