Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Принципы технологии развития критического мышления
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.
ПРИЁМЫ ТРКМ
КЛАСТЕР
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Как применяется на уроке:
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.
Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.
Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
КОРЗИНА ИДЕЙ
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Пример "корзины идей":
- Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник?
- Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию.
- О каких праздниках мы говорим "наши", "мой"?
- Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута)
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
- Попробуем систематизировать полученную информацию.
ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия.
Правила составления денотатного графа:
1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Используется для формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:
ствол дерева – тема,
ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),
листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
ПРИЁМ «ИНСЕРТ»
используется на стадии «осмысления».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»
Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия . Заключительная беседа.
На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.
СИНКВЕЙН
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Пример синквейна:
Тайга
Хвойная, зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра сибирская тайга!
Берегите!
Организационные формы работы с синквейнами .
Самостоятельно при выполнении домашней работы
Самостоятельно на уроке
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
5