СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы мотивации обучающихся на уроках истории

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Тема:Приёмы мотивации обучающихся на уроках истории

 

Просмотр содержимого документа
«Приёмы мотивации обучающихся на уроках истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Шелканово

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан













Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС»















Подготовила:

Мусагитова Тамара Ивановна,

учитель истории





2020 г.

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС

Что такое творчество? Деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности .

Понятие «Творчество и педагогическое творчество».  Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте. Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального.

Что такое творческий потенциал и почему его нужно развивать?

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним « творческая личность », « одаренная личность ». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Потенциал (от лат - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Потенциал личности- способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно  расти  и  развиваться .

По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Готовность определять нестандартные подходы в решении проблем. Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях. Способность разработки новых методов, форм, приёмов и их оригинальных сочетаний. Умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы.
Творчество в условиях нововведений предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.

Какие факторы наиболее актуальны? Какие условия необходимы для творческого развития учителя? ?Что нужно, чтобы коллектив развивался творчески?

Факторы развития творческого потенциала педагогов делят: внутренние и внешние

Внешние: Влияние социально-экономической среды . Особенности учебного заведения

Система стимулирования педагогического труда. Коллективная работа над научно-методической проблемой

Внутренние: 1.Потребность педагога в творческой деятельности; 2. Мотивация творчества; 3. Самообразование; 4. Духовно-ценностная сфера его личности;

Чтобы коллектив развивался творчески нужно: Точность и дисциплина во всём. Высокий общий уровень развития. Умение слушать критику. Способность доводить дело до конца.

Главные признаки творчества: Создание нового или существенное усовершенствование

известного. Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов.

Взаимосвязь творчества и сотворчества. Процесс развития творческого потенциала у каждого учителя строго индивидуален. Своеобразие развития определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера т.е. типами; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки; ценностными ориентациями личности. Поэтому процесс развития творческого потенциала учителя отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.


Результаты реализации творческой деятельности. Внешние результаты :

  1. составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;

2. методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;

3. креативно организованные учебные или воспитательные процессы;

4. собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете

Внутренние результаты: являются источником внешнего творчества. 1 уточнение отношения к различным подходам в образовании, 2 изменение в характере организации педагогического процесса, 3 совершенствование профессионального мастерства, 4 развитие профессиональных способностей педагога

Качества творческого педагога. 1 уметь формулировать и решать педагогические задачи; 2 уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; 3 владеть формами и методами эвристической деятельности; 4 заниматься самообразованием, 5 стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений

Сферы творческой деятельности. 1. Методическое творчество. Оно связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса

Коммуникативное творчество Оно связано с организацией педагогически эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию


Творческое самовоспитание–это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально- личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.

Критерии формирования творческой активности педагога постановка цели деятельности и ее анализ, ориентирование в различных ситуациях с целью принятия правильного решения, реализация определённых программ и планов исполнения, проверка результатов своей деятельности и корректировка её с учётом изменяющихся ситуаций.

Закон творчества: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся.

Подходы к творческой реализации учителя. 1 Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

личностно-гуманистический. обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету»

коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);

философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика

Индивидуальный стиль деятельности. Система предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов. Но индивидуальный стиль деятельности учителя, который работает по ФГОС НОО и ОО должен быть творческим. И одним из критериев творческого стиля деятельности учителя является артистизм.

Артистизм. 1 Способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.

2 Богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы

Цель педагога, работающего по ФГОС. • стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка.

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. 
С другой стороны, опыт работы в школе убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремиться к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. 
Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента. 
Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. Творческой можно считать личность, значимой характеристикой которой является способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. 

Творчески работающие педагоги , реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:
– поддержка и развитие интереса к предмету;
– формирование навыков исследовательской работы;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.
Притча В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

«Заповеди Творческой личности» доктора социальной психологии, профессора Поля Вайнцвайга:

  1. Будь хозяином своей судьбы

  2. Достигни успеха в том, что любишь

3. Внеси свой вклад в общее дело

4. Развивай свои творческие способности

5. Старайся мыслить позитивно