СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы с текстом.

 «Читается трояким образом:    первое - читать и не понимать;

  второе - читать и понимать;  

третье - читать и понимать даже то,  что не написано.»                    

  Я.Княжнин

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

В работе с текстом  не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное.

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…»

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

 

В основном дети сразу приступают к выполнению упражнений, предварительно не осмыслив содержание предлагаемого задания. Обучающиеся не могут сформулировать, в чем заключается трудность невыполнения предложенного задания.

Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке я применяю следующие приемы работы с текстом.

 

Прием «Оценка текста».

 В начале урока ученикам предлагаю не читать текст, а оценить содержание изучаемого параграфа:  Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

 

 

 

 

 

 

 Прием «Отсроченная отгадка» - выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. 

Тема урока:  Я и мои друзья.

Обязан ли человек дружить со своими соседями или одноклассниками?

Должен ли человек быть похожим на своего друга?

 

 

Прием «Придумай вопрос»   

 

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. «Спросить – значит понять».

Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Число вопросов и время на их составление лучше ограничить. Я

ребятам не ставлю  задачу прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.

Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.

Придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

Можно использовать типологию учебных вопросов Б. Блума,    последовательно обучает школьников овладению умением формулировать вопросы разных типов и отвечать на них.

Простые (фактические) вопросы. (Что? Кто? Когда).

Уточняющие вопросы. (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?)

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. (Почему? В чем причина?)    

Оценочные вопросы. (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?)   

Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…)

Что было бы, если не существовало моральных норм

Практические вопросы. (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?)  

 

    Одним из приемов осмысления прочитанного текста является

 «Пометки на полях»

К формам такой разметки относятся: подчеркивания, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.

? не понимаю

! это интересно

+ надо запомнить

 

 Выделение ключевых понятий при работе с текстом. Каждый текст опирается на группу понятий.  Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова Вы узнали, работая с данным текстом? 

Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова, понятия, либо оформить их на отдельном листе. Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. И  предлагаю  работу со справочным материалом дома.

 

Одним из приемов работы с текстом в старших классах является прием «СИНКВЕЙН» (из франц.) – пятистрочная стихотворная форма.

 

Приём Фишбон (что в переводе означает «рыбный скелет).

- практическое освоение технологии критического мышления Нередко в тексте содержатся проблемы, содержащие множество аспектов. Для того чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска её решения

Работа может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

 

Стадия вызова:

Стадия осмысления:

   Стадия рефлексии:

 

Табличный прием «Знаю, хочу узнать, узнал». 

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 Один из любимых детьми приемов «Создание рисунков».  Дети самостоятельно читают текст и рисуют рисунки.

 

Пересказ текста учебника.

Как вы думаете, эффективно ли использовать тексты учебника для работы над разными видами пересказа.

Существуют следующие виды пересказа: 

 подробный, который позволяет запомнить и воспроизвести детали, подробности, иногда даже индивидуальный стиль первоисточника;

краткий, который требуют сжатия информации, выделения главного, выявления причинно-следственных связей;

выборочный, который способствует совершенствованию умений в области поиска и дифференциации информации. Задания, обращающие ученика к этому виду речевой деятельности, могут быть сформулированы непосредственно (например: «Перескажите содержание фрагмента текста»), а могут быть «замаскированы» под различными формулировками: «Расскажите…», «Объясните, …», «Прокомментируйте то, что изображено на иллюстрации…» и т.д.

Так или иначе, пересказ помогает окончательно понять смысл. Обучение других еще лучше сказывается на усвоении материала. Поэтому я предлагаю детям почитать текст, а затем поделится новой информацией с друзьями

Проигрывание 

 

 

Составление плана текста как краткого, так и развёрнутого.

Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему? Зачем?).

Это похоже на первый прием по придумыванию вопросов. Первый самый простой вид плана - вопросный. Задав основные вопросы к тексту, охватив ими его основную проблематику, мы получим вопросный план, пункты такого плана могут писаться как со знаком вопроса, так и без него.

 

    

 

 

 

Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая , даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Такое обучение требует от учителя  безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение,  воспитывать в обучающихся  чувства при чтении, переживать вместе с учениками,  побуждать их к творчеству,  самому иметь желание меняться  и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.

 

   Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Все это может дать человеку Чтение.