Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития связной речи у детей с ЗПР.»
Приёмы развития связной речи у детей с ЗПР.
1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это приём учит внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
2. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы учитель должен учитывать возможности образной памяти обучающихся, способности устанавливать логические связи и отношения.
3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Формы и виды работы по формированию связной речи
Одна из основных коррекционно-образовательных задач по развитию связной речи в обучении детей с ЗПР – работа над созданием письменного текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Работа по созданию текстов-описаний может быть разделена на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящён знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.
На основном этапе ведётся работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.